5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формировка комнатных растений мои эксперименты

Формировка комнатных растений: мои эксперименты

автор Лебедева М., фото автора

Растения я очень люблю, с ними связана и моя работа. По образованию я — агроном, много лет занимаюсь обрезкой и формировкой плодовых деревьев.

Комнатные растения, как и садовые, тоже требуют регулярной обрезки для формирования красивой и пышной кроны.

Формировать растения можно по-разному, в зависимости от целей и пристрастий цветовода и садовода. Это очень интересное и увлекательное занятие.
Сначала нужно определить конечную цель работы по формированию кроны, а далее следовать выбранному курсу.
Однако в этом деле необходимо учитывать важный момент: для растений разных видов результаты формировки могут быть различными. Не зная, что у вас получится в итоге, лучше не браться сразу за сложные варианты формировки.

Пару лет назад я решила попробовать провести такой эксперимент: сформировать свои комнатные мирты и фикусы по аналогии с плодовыми деревьями.
В итоге сделала обрезку комнатных растений по обычным для яблонь схемам, при этом не преследуя идеи бонсаи.

Результаты моих экспериментов по формированию комнатных растений меня порадовали, и я хочу поделиться своим опытом с читателями сайта Gardenia.ru

Формировка растений по типу Y -образных кордонов

Растения на титульном фото, посаженные в белый контейнер, сформированы в форме Y -образных кордонов.
Это очень простая формировка, которая, например, замечательно подходит для фикусов и миртов.
Чтобы осуществить такую формировку нужно взять достаточно окрепшие растения, выращенные из семян или черенков.

Мирты отлично подходят для этого типа формировки, поскольку они очень легко размножаются — и вегетативно (укореняются зелёными черенками), и дружно всходят при посеве свежесобранных семян.

Итак, вам удалось получить достаточное количество молодых миртов для проведения формировки по типу Y -образных кордонов.
Лучше, если сначала эти растения поживут некоторое время в маленьких горшочках (диаметром 5 см), чтобы у них сформировалась хорошая корневая система. Это залог того, что после формировки питомцы быстро окрепнут, и далее они будут развиваться нормальными темпами.
Успешно укоренившиеся молодые растения потом очень легко перевалить с минимальным для них ущербом из индивидуальных горшочков в нужный контейнер.
Это очень важный фактор, так как при формировке удаляется большая часть надземной части растений. И быстрое их восстановление произойдёт только при хорошо развитой корневой системе. В противном случае получите хилое, не пригодное для дальнейшей работы растение. А в худшем случае можно и вовсе его погубить.
Поэтому для успешного результата лучше изначально потратить пару месяцев для подготовки качественного посадочного материала.

Высаженные в ряд и сформированные в форме Y -образных кордонов растения отлично смотрятся в длинном контейнере.
Если спустя 7-10 дней после перевалки из горшочков в общий контейнер молодые питомцы чувствуют себя хорошо, то можно приступать к формировке.

Вдоль ряда высаженных растений необходимо установить готовую опорную сетку. А можно между поставленными в контейнере бамбуковыми опорами натянуть несколько рядов проволоки (с расстоянием между проволоками в 3-5 см).

Растения нужно обрезать чуть выше нижней проволоки и аккуратно на ней закрепить.

У каждого экземпляра из отрастающих веточек выбираем два лучших верхних побега, которые в дальнейшем будут использоваться для образования в контейнере првлекательной решетчатой композиции из растений.

По мере роста выбранных побегов следует закреплять их на проволоках или сетке, а также и скреплять между собой в местах пересечений веточек. При этом надо следить, чтобы у всей композиции из растений выдерживались задуманные геометрические пропорции.

Для скрепления перекрещивающихся побегов и закрепления их на опоре можно использовать толстую мягкую нить или рафию.
Учтите, что при этом сильно затягивать нити нельзя! По мере утолщения ветвей нужно следить, чтобы обвязки не врезались в кору побегов.

Формировка такой композиции в дальнейшем сводится к регулярному укорачиванию появляющихся боковых веточек и поддержанию у растений нужной высоты.
Уход за растениями в композиции обычный — поливы и опрыскивания, подкормки.

Формировка растений по типу низкого зонтика

Фикус бенджамина «Наташа» (см. фото слева) я сформировала в виде низкого зонтика.
Особенность этого сорта — небольшие междоузлия и некрупные жёсткие листья, которые становятся ещё мельче при отгибании побегов. Это важно знать, приступая к формированию необычной кроны растения.

Для придания ветвям фикуса положения, близкого к горизонтальному, в данном случае использовалась флористическая проволока.

Итак, отогнутые ветви фикуса «Наташа» далее растут очень медленно, благодаря чему заданная форма сохраняется без вмешательства довольно долго.
Не могу сказать про другие сорта фикуса бенджамина, но «Наташа» может легко принять распростёртую (и даже слегка поникающую) форму путём регулярной прищипки побегов над почкой, направленной вниз.

При дальнейшем формировании красивой кроны фикуса все образовавшиеся побеги нужно:
— либо прищипывать над 2-4 листом;
— либо удалять полностью, если они расположены неудачно.

На титульном фото к статье: фикусы по краю белого контейнера сформированы именно таким способом.
Однако наилучшие результаты по формированию кроны можно получить при одновременном использовании и фиксирующей проволоки, и прищипки побегов.

Советы по формированию кроны комнатных растений

Комнатные растения формировать совсем не сложно. Если появится желание сформировать у своих питомцев красивую крону, могу посоветовать следующее.

Изначально для этой цели нужно подбирать растения, которые без проблем растут в имеющихся условиях.

Размер листьев должен соответствовать окончательному размеру растения (высота моих растений на фото составляет 10. 15 см).

Для сдерживания роста необходимо подбирать растениям небольшие горшки и проводить пересадку через год, но при этом полноценно удобрять.

Для равномерного развития растения оно должно хорошо освещаться со всех сторон. Этому лучше всего способствует искусственное освещение. А в случае отсутствия досветки необходимо раз в месяц поворачивать растение на 45 градусов по отношению к источнику света.

Всем любителям растений я желаю успехов в формировании красивой кроны!

Занимательные опыты по ознакомлению детей с комнатными растениями
картотека по окружающему миру на тему

В данной картотеке собраны опыты и эксперименты по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями

Скачать:

Предварительный просмотр:

Опыт «С водой и без воды»

Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материал: Два одинаковых растения (бальзамин), вода

Ход: Воспитатель предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Дети делают вывод, что растение без воды жить не может.

Опыт «Растение может обеспечить себя питанием»

Цель: Показать, что растение может само обеспечить себя питанием, главное создать для этого возможные условия.

Материал: Большая стеклянная банка с широким горлом, с крышкой, комнатное растение в горшке.

Ход: Воспитатель вместе с детьми поливает растение, затем горшок с растением помещают в стеклянную банку, закрывают крышкой. Помещают банку в светлое место, где бывает солнце. Банку не открывают в течении месяца. Через некоторое время проводят первое наблюдение: на внутренней поверхности банки, появились капельки воды, растение продолжает расти. Капельки воды это влага испарившаяся из почвы и самого растения. Дети вместе с воспитателем делают вывод: растение может само может искать источники питания (из почвы).

Опыт «На свету и в темноте»

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материал: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход: Воспитатель предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Результаты опыта через семь-десять дней (цветок под колпаком стал светлым, бледным). Убирают колпак. Через семь-десять дней вновь смотрят результат (цветок на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание)

Цель: Установить, как растение ищет свет.

Материал: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта; в одном углу картофельный клубень, в другом отверстие.

Ход: В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления в отверстии ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, искривленные). Оставив коробку открытой, продолжают наблюдать за изменением цвета ростков и направлением роста (они позеленели, тянутся в разные стороны). Формулируется вывод: на свету растение лучше растет.

Опыт «Для чего нужны корни?»

Цель: доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.

Материал: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Ход опыта: Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), всасывают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней (воды стало мало). Предположение детей проверяют через 7—8 дней (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корнями.

Опыт «Как увидеть движение воды через корни?»

Цель: Доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.

Материал: черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Ход опыта: Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корни из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель — «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корни могут забирать не только воду (корни должен окраситься в другой цвет). Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества)

Опыт «Дыхание листа»

Цель: Узнать, как дышит растение и какой стороны листа в растение проникает воздух.

Материалы: Комнатное растение с крупными листьями, вазелин.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выбирает растение с крупными листьями. Вазелин наносят на два листочка с верхней стороны и на два с внутренней. Наблюдают за растением, листья на которых вазелин был нанесен снизу завяли, на которые сверху не пострадали, делают вывод: растение дышит листьями, в растение воздух который помогает растениям дышать поступает, через отверстия (поры) снизу листа.

Читать еще:  Посадка азалии японской

Опыт: С ветками (выявление потребности растений в тепле).

Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Показать необходимость тепла для роста и развития растений.

Материал: ветки сирени, 2 вазы.

Ход опыта: Дети вместе с воспитателем срезают веточки сирени, вносят ветки в групповую комнату, ставя их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят в более теплое место. Затем наблюдают за распусканием веток. Первое рассматривание проводят, когда появятся листочки на ветках, стоящих в теплом месте. Сравнивают ветки в обеих вазах, отмечают разницу в состоянии, объясняют причину, которая заключена в различных тепловых условиях. В дальнейшем детей приучают обращать внимание на температуру воды, которой поливают растения, на необходимость заготавливать ее заранее, чтобы она согрелась.

Цель: Показать зависимость роста растений от состояния почвы.

Материал: 2 емкости, земля, песок, пророщенные семена овса.

Ход опыта: Воспитатель вместе с детьми сажает овес в две чашки, в одной из них земля, в другой — песок. «Посмотрим,— говорит педагог,— в какой из чашек овес будет лучше расти, а ухаживать постараемся хорошо за одной и другой посадкой». Дети два раза в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают оба посева. Первое рассматривание следует сделать, когда появятся заметные всходы в обеих чашках. Во время рассматривания детям можно задать следующие вопросы: в какую почву посадили овес и что этим хотели узнать? Одинаково ли мы ухаживали за овсом? Одинаково ли хорошо пророс овес? Следующее рассматривание проводится, когда обнаружится четкая разница в состоянии овса в разных чашечках. Воспитатель формулирует вывод о зависимости растения от состояния почвы.

Опыт: Для чего ухаживают за растениями.

Цель: Убедиться, что растения надо поливать, опрыскивать, протирать с листочков пыль.

Материал: 2 комнатных растения, полиэтиленовый мешок, липкая лента.

1. На лист растения надевается полиэтиленовый мешок, который плотно закрывается. Через некоторое время на его стенках появляются капельки, и дети наглядно убеждаются, что они не зря поливают растения. Необходимо следить, чтобы листья во время опыта не пострадали.

2. Не протирайте один из листьев растения длительное время. Затем предложите ребятам приложить к нему кусочек липкой ленты. Какой она стала? (Обычно остается пыль.) Для сравнения можно исследовать лист, который регулярно протирался.

Вывод: растения очищают в комнате воздух, но и сами нуждаются в уходе.

Мастер-класс по опытам и экспериментам с комнатными растениями

Холина Наталья Викторовна
Мастер-класс по опытам и экспериментам с комнатными растениями

Мастер класс

«Опыты и эксперименты с комнатными растениями»

Выполнила: Воспитатель первой категории Холина Наталья Викторовна

МБДОУ Детский сад №15 «Родничок»

Существенную роль и особое значение в овладении способами практического взаимодействия с окружающей средой играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в ходе экспериментальных действий с объектами живой природы. Экспериментирование позволяет дошкольникам усваивать представления о взаимосвязи природы и человека, обеспечивает становление мировидения ребенка, его личный рост.

Работа с детьми по экспериментированию строилась по теме “Комнатные растения” раздел “Опыты и эксперименты с комнатными растениями”

Для эффективной работы я провела анализ уголка природы и уголка экспериментирования. Мною было выявлено что взрослые комнатные растения группового уголка при роды не все подходят для осуществления новой темы.

А также нужно было пополнить уголок экспериментирования необходимым оборудованием для ухода за комнатными растениями.

Предварительная работа.

Для того чтобы заинтересовать детей и родителей я в качестве домашнего задания предложила посадить дома каждому ребенку комнатное растения и принести его в группу. На каждое комнатное растение составлен был паспорт с названием комнатного растения и его содержанием а также с именем ребенка.

Уголок экспериментирования пополнили необходимым оборудованием лейками, брызгалками, салфетками, губочками, набор палочек для рыхления, лопатки, грабельки, лупа, линейка, фартуки на каждого ребенка, пробирки, прозрачные стаканы, грунт для комнатных цветов.

В уголок природы были помещены различные наборы открыток с комнатными растениями, журналы, книги, энциклопедия о комнатных растениях, пазлы, плакаты с комнатными растениями.

Для работы с детьми я использовала различные методы и прием дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций комнатных растений в энциклопедиях и журналах, отгадывание загадок, раскрашивание и рисование растений а также опыты и эксперименты с комнатными растениями. Несколько наиболее интересных и удачных предлагаю вашему вниманию.

Опыт 1. ’’Вершки и корешки’’

Цель: установить, что комнатное растение ’’Циперус’’ можно прорастить не только делением корневища, но и через верхнюю разетку.

Оборудование: комнатное растение ’’циперус’’ стакан с водой, горшочек с почвой, лейка, лопатка.

Вывод розетка комнатного растения хорошо прорастает в воде.

Опыт 2 Как увидеть движение воды по растению.

Цель: Показать прохождения воды по срезанному стеблю.

Оборудование: две гвоздики, две пробирки с водой, пищевой краситель.

Вывод: через несколько часов соцветие гвоздики поменялось в голубой и синий оттенок. По стебельку были видны тонкие нити синего сокодвижения вверх к цветку.

Примечание: голубая гвоздика повяла первой потому что был использован краситель.

Растениям необходима только чистая вода.

Опыт 3 ’’От листочка до цветочка’’

Цель: Доказать, что растения живые существа, у них есть свои потребности, им необходимы определенные условия: питательная почва, вода, свет, тепло, воздух.

Оборудование:

Посаженные черенки комнатных растений.

Набор для ухода за комнатными растениями: лейка, распылитель, лопатки, грабельки, палочки для рыхления почвы, губка, ветошь, фартуки для детей, лупа, линейка.

Вывод:

1. Избегать попадание прямых солнечных лучей, самые светлые зоны где можно помещать растения вблизи окон.

2. Зимой необходимо температура не ниже 18-20 градусов.

3. Всегда поливать умеренно: только после проверки влажности грунта; никогда не поливать холодной водой; поливать и опрыскивать водой листву только тех видов, которым благоприятствует такая обработка.

4. Растения нуждается в подкормке. Но никогда нельзя вносить удобрение в период покоя.

5. Вовремя поливать, вовремя удобрять, вовремя пересаживать и делать обрезку.

В результате проведенных опытов и последующих наблюдений дети самостоятельно приходят к выводам, что растениям для роста и развития необходимы воздух, тепло, вода; что прорастают в первую очередь самые сильные растения, без необходимого количества света и тепла растения становятся бледными и вялыми, а в зимнее время замедляется рост.

Роль взрослого в процессе экспериментирования — равноправный партнер, но в затруднительных ситуациях оказывает помощь детям.

Все проведенную работу с комнатными растениями фотографируем и размещаем в экологическом журнале.

Новости:

Формирование растения используют для придания ему более декоративного вида, также оно благотворно влияет на внешний облик растения. К основным приемам формирования внешнего вида растения относят обрезку, прищипку, пасынкование и подвязывание.

Формирование комнатных растений применяют для следующих целей:

  • Придать растениям желаемую форму — кустовую, шаровидную, штамбовую – и привлекательный вид.
  • Вызвать у некоторых видов развитие побегов, способных дать цветочные почки.
  • Ограничить пространство разрастания растений.
  • Изменить естественное формирование кроны, добиваясь ветвления растений или образования только единственного ствола. Путем прищипывания можно получить растение, образующее во время цветения настоящий букет (лавр, азалия).
  • Приостановить чрезмерное развитие одних побегов в ущерб другим, более слабым, плохо ориентированным в пространстве. Этот метод содействует равномерному распределению питательных веществ между побегами.
  • Удалить слабые, некрасивые ветви, обеспечить растению свободный доступ воздуха и света.
  • Обеспечить регулярное цветение, уменьшая растительную массу, которая истощает растение и задерживает образование цветков.

К основным приемам формирования внешнего вида растения относят обрезку, прищипку, пасынкование и подвязывание.

Обрезка растений

Обрезка очень важна для растений, т.к. она позволяет сохранить равновесие между надземной частью растения и его корневой системой. При формировании кроны обрезкой, нужно не только придать растению красивый вид, но и добиться равномерного поступления питательных веществ во все веточки растения, кроме того, растение со всех сторон должно быть доступно свету и воздуху.

Некоторые растения (лавр, мирт, самшит и др.) выдерживают обрезку, для придания им самых разнообразных форм, например, шара, пирамиды и т.п.

Для получения штамбовой формы у растения удаляют все боковые побеги, а когда побег, предназначенный для выведения штамба, достигнет желаемой высоты, его верхушку прищипывают. Это вызовет появление из пазух листьев боковых побегов, верхушки которых также прищипывают, и так делают 2-3 раза, пока крона не разветвится достаточно хорошо. В штамбовой форме выращивают розы, пеларгонии, фуксии и др.

Обрезку проводят ежегодно весной, после пересадки. Побеги обрезаются над почкой, обращенной наружу. При этом черенка над почкой не должно оставаться, но почка должна быть не поврежденной. Обрезку проводят секатором, острыми ножницами или ножом.

Сильную обрезку применяют для омоложения растения (пеларгонии, фуксии, гортензии и др.). При этом удаляется практически вся крона, оставляются только короткие побеги с 2-3 почками. При проведении обрезки следует учитывать, где должны образовываться бутоны — на старых или молодых побегах. Растения, у которых цветки образуются на новых летних побегах, обрезают весной, до начала роста.

Многие растения обрезают после цветения (акацию, гортензию и др.). Растения, теряющие на зиму листья (фуксии и др.) обрезают весной с началом нового роста. При этом обрезают сухие, слабые и лишние ветки. Хорошие сильные ветки укорачивают примерно на половину.

Прищипка растений

Прищипка, или пиницировка, заключается в удалении верхушечной почки, или почки с конца побега, почка удаляется руками или обрезается ножницами или ножом. Это вызывает развитие боковых побегов. Растения прищипывают после пересадки, когда они укоренятся и начнут рост. Следует учитывать, что прищипка и обрезка затягивают начало цветения, поэтому после того, как растения получат желаемую форму или кустистость, прищипку прекращают. Прищипка или небольшая обрезка в августе сильных веток с цветочными почками, улучшает качество цветков.

У пассифлоры после цветения обрезают все цветоносные побеги практически до основания, а осенью кроме этого обрезают все не одревесневшие побеги. Весной у пассифлоры обрезают нижние побеги, чтобы все соки направить в верхние, зацветающие побеги. А вот у хойи (воскового плюща), наоборот, цветоносные побеги не обрезают, т.к. они способны давать новые цветки.

Читать еще:  Филлокактус эпифиллюм кактусорхидея и его фото

Для формирования куста у молодого растения, достигшего высоты 5-6 см., отщипывают верхушку главного побега, чтобы вызвать развитие боковых побегов из нижележащих почек. Боковые побеги по достижении высоты 10-15 см. тоже прищипывают. Когда из молодого растения образуется густой кудрявый куст, нужно периодически вырезать слабые побеги, а направленные внутрь кроны веточки выщипывать в самом начале их появления.

Чтобы придать форму кронистого деревца, например, паслену, поступают следующим образом: сперва у молодого растения удаляют все боковые ростки; когда главный побег (ствол будущего деревца) достигнет высоты 20-30 см., его верхушку прищипывают. После прищипки появляются боковые ветки — для того, чтобы они развивались равномерно вокруг стволика, растение поворачивают к свету то одной, то другой стороной. Когда ветки достигнут примерно 20см. длины каждая, их тоже прищипывают; по мере появления новых разветвлений этот прием повторяют еще 2-3 раза.

Пасынкование

Пасынкование — прием, заключающийся в удалении лишних боковых побегов (пасынков). Применяется в основном для декоративно-цветущих растений. Удаляются не цветущие или плохо цветущие боковые побеги. Этот прием способствует более обильному цветению и получению более крупных цветков.

Подвязка растений

Подвязка растений предназначена для придания растению устойчивости и более красивому виду. Подвязка должна быть обязательна для растений, вынесенных в сад на открытый воздух, чтобы растение не пострадало от ветра. Подвязывают растения шерстяной ниткой, мягкой тесьмой, ленточкой мочала, крупные растения в виде деревьев подвязывают проволокой (в обмотке). Нитки или тесьму лучше брать зеленого или коричневого цвета. При подвязывании важно, чтобы у растения не повредилась кожица стеблей.

Растения, имеющие длинный ствол подвязывают в нескольких местах. У кустистых растений подвязывают один или несколько главных стеблей.

Чтобы подвязать ветви аспарагуса, растущего в кашпо на стене под потолком, в горшок с растением аккуратно втыкается палочка (можно использовать старую акварельную кисточку или карандаш), на противоположной растению стене вбиваются небольшие гвоздики. От палочки к этим гвоздикам натягиваются нитки, лучше белого цвета, вокруг которых обвиваются ветки аспарагуса, желательно, чтобы каждой ветке досталась своя нитка. Таким образом, можно устроить зеленый занавес под потолком. Некоторые подвязывают нитки прямо за ветки растения, но так делать нельзя, т.к. можно пережать ниткой сосуды в стебле, и ветка со временем отомрет или будет болеть.

В статье были использованы материалы:

«1000 + 1 совет по уходу за комнатными растениями»/ Автор — сост. Е.Манжос. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. — 432с.

Вам нужна помощь?

Если у вас возникли сложности при формировании вашего растения, вы не можете самостоятельно решить как лучше прищипнуть, обрезать или сформировать ваше растение, то вы всегда можете обратиться к нам за помощью на наш цветочный форум.

Занимательные опыты по ознакомлению детей с комнатными растениями
картотека по окружающему миру на тему

В данной картотеке собраны опыты и эксперименты по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями

Скачать:

Предварительный просмотр:

Опыт «С водой и без воды»

Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материал: Два одинаковых растения (бальзамин), вода

Ход: Воспитатель предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Дети делают вывод, что растение без воды жить не может.

Опыт «Растение может обеспечить себя питанием»

Цель: Показать, что растение может само обеспечить себя питанием, главное создать для этого возможные условия.

Материал: Большая стеклянная банка с широким горлом, с крышкой, комнатное растение в горшке.

Ход: Воспитатель вместе с детьми поливает растение, затем горшок с растением помещают в стеклянную банку, закрывают крышкой. Помещают банку в светлое место, где бывает солнце. Банку не открывают в течении месяца. Через некоторое время проводят первое наблюдение: на внутренней поверхности банки, появились капельки воды, растение продолжает расти. Капельки воды это влага испарившаяся из почвы и самого растения. Дети вместе с воспитателем делают вывод: растение может само может искать источники питания (из почвы).

Опыт «На свету и в темноте»

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материал: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход: Воспитатель предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Результаты опыта через семь-десять дней (цветок под колпаком стал светлым, бледным). Убирают колпак. Через семь-десять дней вновь смотрят результат (цветок на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание)

Цель: Установить, как растение ищет свет.

Материал: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта; в одном углу картофельный клубень, в другом отверстие.

Ход: В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления в отверстии ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, искривленные). Оставив коробку открытой, продолжают наблюдать за изменением цвета ростков и направлением роста (они позеленели, тянутся в разные стороны). Формулируется вывод: на свету растение лучше растет.

Опыт «Для чего нужны корни?»

Цель: доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.

Материал: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Ход опыта: Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), всасывают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней (воды стало мало). Предположение детей проверяют через 7—8 дней (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корнями.

Опыт «Как увидеть движение воды через корни?»

Цель: Доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.

Материал: черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Ход опыта: Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корни из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель — «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корни могут забирать не только воду (корни должен окраситься в другой цвет). Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества)

Опыт «Дыхание листа»

Цель: Узнать, как дышит растение и какой стороны листа в растение проникает воздух.

Материалы: Комнатное растение с крупными листьями, вазелин.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выбирает растение с крупными листьями. Вазелин наносят на два листочка с верхней стороны и на два с внутренней. Наблюдают за растением, листья на которых вазелин был нанесен снизу завяли, на которые сверху не пострадали, делают вывод: растение дышит листьями, в растение воздух который помогает растениям дышать поступает, через отверстия (поры) снизу листа.

Опыт: С ветками (выявление потребности растений в тепле).

Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Показать необходимость тепла для роста и развития растений.

Материал: ветки сирени, 2 вазы.

Ход опыта: Дети вместе с воспитателем срезают веточки сирени, вносят ветки в групповую комнату, ставя их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят в более теплое место. Затем наблюдают за распусканием веток. Первое рассматривание проводят, когда появятся листочки на ветках, стоящих в теплом месте. Сравнивают ветки в обеих вазах, отмечают разницу в состоянии, объясняют причину, которая заключена в различных тепловых условиях. В дальнейшем детей приучают обращать внимание на температуру воды, которой поливают растения, на необходимость заготавливать ее заранее, чтобы она согрелась.

Цель: Показать зависимость роста растений от состояния почвы.

Материал: 2 емкости, земля, песок, пророщенные семена овса.

Ход опыта: Воспитатель вместе с детьми сажает овес в две чашки, в одной из них земля, в другой — песок. «Посмотрим,— говорит педагог,— в какой из чашек овес будет лучше расти, а ухаживать постараемся хорошо за одной и другой посадкой». Дети два раза в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают оба посева. Первое рассматривание следует сделать, когда появятся заметные всходы в обеих чашках. Во время рассматривания детям можно задать следующие вопросы: в какую почву посадили овес и что этим хотели узнать? Одинаково ли мы ухаживали за овсом? Одинаково ли хорошо пророс овес? Следующее рассматривание проводится, когда обнаружится четкая разница в состоянии овса в разных чашечках. Воспитатель формулирует вывод о зависимости растения от состояния почвы.

Опыт: Для чего ухаживают за растениями.

Цель: Убедиться, что растения надо поливать, опрыскивать, протирать с листочков пыль.

Материал: 2 комнатных растения, полиэтиленовый мешок, липкая лента.

1. На лист растения надевается полиэтиленовый мешок, который плотно закрывается. Через некоторое время на его стенках появляются капельки, и дети наглядно убеждаются, что они не зря поливают растения. Необходимо следить, чтобы листья во время опыта не пострадали.

2. Не протирайте один из листьев растения длительное время. Затем предложите ребятам приложить к нему кусочек липкой ленты. Какой она стала? (Обычно остается пыль.) Для сравнения можно исследовать лист, который регулярно протирался.

Вывод: растения очищают в комнате воздух, но и сами нуждаются в уходе.

Опыты по выращиванию растений в комнатных условиях

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Читать еще:  Разновидность гортензий фото

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ульяновска

«Детский эколого-биологический центр»

«Опыты по выращиванию растений в комнатных условиях »

Тонеева Марина Юрьевна,

Выращивание растений в почве.

Для эксперимента используют любые небольшие емкости (лучше пластмассовые): обрезанные парфюмерные флаконы, банки из под кетчупа, воды и т.п. Ввиду краткосрочности эксперимента отверстий в дне не делают, что облегчает уход за растениями и способствует соблюдению чистоты. На дно емкости насыпают слой почвы толщиной 1 -2 см, затем на него кладут сухие семена и сверху засыпают вторым слоем почвы такой же толщины.

Поливают почву таким образом, чтобы над ее поверхностью образовался слой воды 1 – 2 мм. Это обеспечит быстрое набухание семян. В дальнейшем по мере высыхания воду добавляют обычными дозами, избегая переувлажнения, иначе проростки погибнут.

Таким способом можно выращивать любые растения – пшеницу, овес, подсолнечник, тыкву, горох, морковь, укроп – и проводить на них эксперименты по выявлению условий, необходимых для их жизни.

Выращивание растений в прозрачной банке с почвой.

В любую прозрачную емкость насыпают почву и помещают в ней небольшой клубень картофеля или крупные семена фасоли, тыквы, гороха. Стараются разместить их таким образом, чтобы они были хорошо видны через прозрачную стенку. Данный метод позволяет увидеть, как растут корни и как они взаимодействуют с частичками почвы. Продолжительность наблюдения не ограничена.

Выращивание растений в прозрачной емкости без почвы.

Для данного способа лучше всего использовать высокие бутылки изпод газированной воды, у которых обрезана верхняя часть. В получившийся стакан вставляют цилиндр, свернутый из плотной бумаги типа ватмана и обернутый снаружи одним слоем темной однотонной ткани, хорошо впитывающей воду. Это может быть фланель. Лен, сатин или ситец. Желательно, чтобы она была либо на новой, либо хорошо отмытой от крахмала.

Бумагу расправляют таким образом, чтобы она плотно прилегла к стенкам стакана. Между стенкой стакана и цилиндром размещают 2 -3 семени растения, предварительно выдержанные в воде для набухания. Семена среднего размера (огурцы, подсолнечник) набухают несколько часов, а крупные (горох, фасоль, тыква) – сутки. Очень крупную фасоль следует замачивать в течение 2 суток. Увеличивать продолжительность замачивания не следует, иначе зародыши погибнут от нехватки кислорода.

Семена располагают в верхней трети стакана таким образом, чтобы они были хорошо видны через прозрачную стенку. На дно наливают воду слоем 2 -3 см. Бумага, выполняя роль упругой распорки, удерживает семена, не дает им возможности упасть на дно. Ткань способствует поднятию воды и созданию влажной камеры. Стакан ставят на свет.

Через 2 -3 дня у семени появится зачаток корня, который направлен вниз. Вскоре от главного корня начнут отходить боковые отростки, и формируется корневая система. Чем выше стакан и чем ближе к верхнему краю расположены в нем семена, тем интереснее будут наблюдения. Вверх пойдет стебель с листьями. При длительном наблюдении можно увидеть образование цветов и даже плодов.

Уход за проростками заключается в том, что ежедневно или через день воду выливают, стакан ополаскивают и наливают в него свежую воду. Во время этой процедуры бумажный цилиндр и семена не вынимают. Корни, быстро развиваясь, врастают в ткань, и попытка разобрать систему приводит к гибели растения.

При выращивании растений данным способом обычно допускают четыре типа ошибок.

Берут литровые банки, у которых горло сужено, а бумажный цилиндр делают высоким, выступающим из отверстия. В этом случае бумага не выполняет своего назначения – прижимать семена к стенкам, и те не удерживаются на нужном уровне. При использовании обычных банок цилиндр необходимо делать более низким, целиком размещающимся в нижней. Широкой части банки и не доходящим до сужения.

Оборачивая цилиндр, ткань складывают в 2-3 слоя или заворачивают ее сверху и снизу внутрь бумажного цилиндра. Этого делать не следует. Излишки ткани необходимо обрезать по высоте цилиндра, так как они мешают промыванию системы и способствуют появлению плесени. Подчеркнем еще раз, что ткань должна образовать вокруг бумажного цилиндра всего один слой.

Набухшие семена располагают слишком низко. В этом случае корни быстро достигают дна, и корневая система в целом становится недоступной для наблюдения. Стебли же, напротив, длительное время остаются в стакане, из-за чего формирование листьев задерживается. Растение чувствует себя плохо. Для получения хороших результатов семена следует располагать как можно выше.

В стакан помещают одновременно несколько семян. Для выявления хороших результатов их должно быть 1 – 2 , в крайнем случае — 3, но не более. В противном случае все корневые системы сплетаются друг с другом, и рассмотреть их детали не удается.

В прозрачной банке можно выращивать любые растения, но особенно эффективно выглядит тыква, фасоль, горох и кукуруза. Продолжительность эксперимента, как и в предыдущем случае, не ограничена; она определяется его целью и при хорошем уходе может длиться до 2 -3 месяцев.

Выращивание растений между двумя пластинами.

Между двумя пластинами одинакового размера, одна из которых обязательно является прозрачной, а вторая может быть любой, помещают один слой темной однотонной ткани, хорошо пропускающей воду. На нее кладут 2 – 3 набухших семени таким образом, чтобы они были хорошо видны через прозрачную пластину. Пластины скрепляют между собой резинкой или ниткой и помещают вертикально в неглубокий сосуд, в который наливают небольшое количество воды. Вода поднимается по ткани и создает между стеклами влажную камеру.

Таким способом удобно пользоваться для выращивания растений из мелких (помидор, морковь, укроп, редис), а также плоских семян (дыни, арбузы, огурцы). Как и в предыдущем случае, их надо располагать ближе к верхнему краю пластин.

Уход заключается в переодической смене воды и мытье сосуда.

Проращивание семени в трубке.

Для работы используют любую прозрачную трубку (например, корпус от шариковой ручки) длиной 3 – 5 см и шириной, немного превышающей размер выбранного семени. Через трубку проводят фитилек из марли или мягкой ткани, хорошо смачивающейся водой. Новая ткань для этого не подходит, так как она пропитана крахмалом. Сверху жгутика помещают семя, предварительно набухшее в воде. Трубку на нитках подвешивают к плоской палочке (например, к линейке), лежащей на банке с водой. Трубка располагается таким образом, чтобы оба конца фитилька были опущены в воду. Вода, впитываясь в ткань, создает внутри трубки влажную среду, благоприятную для развития растения.

Вскоре из семени появится корень, чуть позже возникнет стебель. Обычно корень растет в одну сторону, а стебель в другую. Выйдя из трубки, они снова расходятся в разные стороны: стебель растет вверх, а корень — вниз. Достигнув поверхности воды, корень начнет выполнять свою главную функцию – всасывать воду и снабжать ею все растение.

Чтобы корень не погиб, находясь в воздухе длительное время, расстояние от трубки до воды должно быть небольшим – около 1 см.

В прозрачную банку или в бутылку с широким горлом (типа молочной) наливают воду до самого верха и опускают в нее донце луковицы. Если диаметр горла банки велик, его накрывают картоном, в котором прорезано отверстие, соответствующее размерам используемой луковицы. Вскоре от донца луковицы начнут отрастать корни, а вверх пойдут листья – так называемые «перья». Чем выше банка, тем интереснее наблюдать за корнями луковицы. Они не ветвятся и узким параллельным пучком опускаются вниз. Достигнув дна банки, они ложатся там кольцами. Длина корней лука поражает воображение детей.

Проращивание семян во влажной камере.

Влажной камерой называют любую емкость, в которой поддерживается постоянная высокая влажность воздуха. Семена, находящиеся в такой камере, не высыхают и хорошо проростают. Чтобы проростание шло быстрее, семена предварительно выдерживают в воде для набухания. Фасоль набухает в течении 1 – 2суток, горох, тыква – сутки, огурцы, томаты, другие мелкие семена – 6 – 14 ч.

Влажную камеру можно создать разными способами.

1-й вариант. Самым простым является проращивание семян во влажной ткани или вате.

2-й вариант. Можно положить семена в любую емкость, на дно которой налита 1 ложка воды для парообразования. Во избежание высыхания емкость плотно закрывают крышкой. Непременным условием являются ее большой объем (300 – 500 мл) и периодическое проветривание. В противном случае семена быстро израсходуют весь кислород и погибнут.

3-й вариант. Если проращивается много семян (например, для кормления животных из уголка природы), их помещают в емкость достаточного размера, затем завязывают ее марлей, переворачивают вверх дном, ставят на тарелку и под край емкости подкладывают ложку или любой небольшой предмет. Через образовавшуюся щель постоянно поступает кислород и удаляется углекислый газ, что достаточно долго обеспечивает нормальную жизнедеятельность проростков.

4-й вариант. Если работа с семенами проводится систематически или необходимо ежедневно проращивать семена в качестве витаминной подкормки для животных их уголка природы, то делают постоянную влажную камеру. Для этого с помощью тонкого раскаленного гвоздя в дне и в стенках небольшой пластмассовой баночки или обрезанного парфюмерного флакона делают много мелких отверстий. Емкость превращается в сито. В эту емкость помещают набухшие семена и накрывают крышкой. В качестве крышки используют любую другую емкость большего диаметра. Такая влажная камера вентилируется, и в ней создаются прекрасные условия для развития проростков. Когда возникает угроза высыхания, емкость вместе с семенами помещают на несколько минут в воду. Излишки воды быстро стекают через отверстия, и нормальная влажность восстанавливается.

Перед скармливанием проростков животным их хорошо промывают в проточной воде, не вынимая из сита. Эта процедура необходима для полного удаления плесени и ее спор, которые всегда присутствуют на семенах и могут вызвать тяжелые отравления вплоть до гибели животных.

Прорастающие семена содержат полный набор биологически активных веществ, в частности витамины группы В, витамин Е и др. В связи с этим проростки полезны не только животным, но и людям, особенно зимой, когда потребление свежих овощей и фруктов уменьшается

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector