Пионы китайские и японские в моем саду - Дневник садовода flower-lucky.ru
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пионы китайские и японские в моем саду

Пионы китайские и японские в моем саду

автор Михейчик В., фото автора

Пионы называют любимыми цветами многие российские садоводы, поэтому кусты травянистых пионов встречаются практически в каждом саду.
В конце весны и в начале лета пышноцветущие пионы разнообразной окраски украшают наши сады, распространяя далеко вокруг чарующее благоухание своих прекрасных цветков.

За редким исключением, в российских садах в основном произрастают травянистые пионы европейской и американской селекции. Буквально всем знакомы популярнейшие сорта пионов: «Сара Бернар», «Фестива Максима», «Генри Бокстос» и многие другие.

Однако в последние годы у нас в широкой продаже стали появляться сорта травянистых пионов из Китая – именно китайской селекции пионы. Всем известно, что Китай является родиной этого чудесного цветка.

Опыт выращивания китайских пионов

Китайские сорта пионов имеют завораживающие, очень романтичные и присущие именно Востоку пышные названия. Например, так поэтично называются пионы китайской селекции: «Румянец в Каплях Росы», «Прозрачная Вуаль», «Иней в Розовой Дымке», «Красная Звезда на Снежном Холме» и прочие. Ну как тут устоять?! Тем более что и цена на посадочный материал китайских пионов «божеская».

Несколько лет назад я приобрела сорта пионов китайской селекции. Растения после посадки хорошо развивались и вскоре начали цвести. Но нельзя сказать, что я от их первых цветков была в восторге — ожидала большего!

Практически все сорта травянистых пионов китайской селекции отличаются, как говорил пёс Шарик из деревни Простоквашино, «повышенной лохматостью» цветков. У них разрезанные кончики лепестков, не слишком аккуратные соцветия. На одном кусте китайского пиона цветки по форме отличаются друг от друга. Может быть, с течением времени форма цветка установится (так у пионов бывает). Однако, сравнивая свои фотографии выращенных китайских пионов с каталогом, большого отличия в изображениях не нахожу.

Интересен махровый китайский пион сорта «Перечная Мята», или «Пепперминт» («Peppermint») с некрупными листьями. Его полушаровидный цветок в начале цветения нежно-розовый, а потом он сильно светлеет до кремово-белого. Цветок диаметром около 15 см; высота куста 80 см. Стебли хоть и тонкие, но прочные. Срок цветения средний.

На фото: китайские пионы сорта «Пепперминт»; японские пионы сорта «Ниппон Парад»

Опыт выращивания японских пионов

Японские пионы в последние годы приобрели у российских садоводов невероятную востребованность. Так называется группа пионов, которые были получены в результате межвидовой гибридизации.
У японских пионов совершенно особое строение цветка. Один-два ряда широких лепестков, а центр цветка заполнен очень узкими лепестками, так называемыми стаминодиями. Стаминодии могут быть по-разному окрашены, они как бы образуют в середине цветка красивый пышный «помпон». Их нижняя часть (видоизменённые тычинки) обычно окрашена в тон основной окраске цветка или чуть светлее, а верхняя часть (бывшие пыльники) – жёлтая или с золотистой окантовкой.

Японские пионы в саду выглядят изысканно и утончённо, каждый цветок хочется долго и внимательно разглядывать. Поэтому в срезке японские пионы лучше всего смотрятся в вазе по одному цветку.

У многих сортов японских пионов кусты имеют небольшую высоту, и устойчивые к непогоде растения имеют крепкие толстые стебли.
Например, один из новых сортов японского пиона, «Анемонефлора» (см. титульное фото), достигает в высоту всего 35–40 см. На фоне его зелёной листвы ярко выделяются некрупные красные цветки (диаметром 12–14 см) с красными нитями стаминодий, словно припорошенных сверху золотой пылью. Такой компактный пион может служить отличным украшением альпийской горки, рокария, сада японского стиля.

Нарядно смотрятся в моем саду японские пионы иностранных сортов: «Ниппон Парад» («Японский парад»), «Вальтер Мейнс», «Неон», «Боул оф Бьюти» («Чаша Красоты»). Есть у меня японский пион и отечественной селекции – сорта «Жемчужная Россыпь».

Интересные сорта японских пионов в 90-е годы прошлого века создал российский селекционер Дубров:
— «Катюша Дуброва» – нежный розово-сиреневый цветок с жёлтым «помпоном»;
— «Курильские Острова» — ярко-розовый цветок с жёлтым «помпоном» и с «хохолком» цвета лепестков.

В культуре японские пионы неприхотливы, надежно зимуют без укрытия. Уход за ними обычный, как и за другими травянистыми пионами.
Характерно, что уже с первого цветения кусты японских пионов дают типичную для сорта окраску и форму цветка.

Пионы ИТО гибриды японской селекции

Особая замечательная группа межсекционных пионов, также созданная в Японии, — это ИТО гибриды, результат гибридизации травянистых и древовидных пионов. Особенностью этих пионов является одревеснение корней.
Надземные части стеблей пионов ИТО гибридов, в отличие от родственного древовидного пиона, отмирают на зиму полностью или частично.

Именно в этой группе пионов имеются необычно привлекательные сорта (а всего ИТО-гибридов насчитывается несколько сотен прекрасных сортов), в том числе с эффектными цветками желанного для всех коллекционеров жёлтого цвета. Самый известный среди ИТО гибридов желтоцветковый сорт – «Бартзелла» («Bartzella») — встречается в предложениях некоторых садоводческих фирм и коллекционеров пионов.

Пионы ИТО гибриды многочисленных сортов поражают красотой цветков разнообразной окраски. Однако их цена очень высока. Да и новые сорта пионов с анемоновидной и японской формой цветка тоже дорогие.

Пионов ИТО гибридов я пока не имею, но собираюсь приобрести. Думаю, что зимовать в сибирском саду они будут лучше, чем древовидные пионы. Во всяком случае, укрытие для их кустов сделать будет проще, нежели для высоких стеблей древовидных пионов.

Император цветов: пион в древних сказаниях и на полотнах китайских и европейских мастеров

Я обожаю пионы, их чарующий тонкий, но сильный аромат, роскошь и обильность их форм! Название цветка пион (или пивония по старорусски), от лат. paeonia возникло в античности от местности Пеонии (Пэонии) в Македонии, на севере Греции.

Одна из древних легенд гласит, что жил-был на свете один врач, по имени Пеон, ученик бога врачевания Эскулапа. Он так успешно лечил людей, что превзошел своего учителя. Поговаривали, что все его успехи от того, что применяет он в своем целительстве какое-то удивительное растение, обладающее лечебными свойствами. Когда Пеон исцелил бога мертвых, Эскулап воспылал завистью и решил его убить. Но бог подземного царства защитил Пеона и превратил его в прекрасный цветок. Пион уклоняющийся получил свое название потому, что ему удалось уклониться от мести.

С тех пор пионы считают целебными растениями и любимцами богов. Но у римлян пион — олицетворение напыщенности и чванства, якобы он хотел перещеголять саму розу, если не по красоте, то по размеру. Пыжился, пыжился, да так и остался раздутым. А по мне, так пион и не надо сравнивать с розой, он хорош сам по себе!

Однако культивировали это растение на Востоке, в северном Китае, где его называли Hua Wang («Император цветов»). Ведь выращивание пиона считалось благороднейшим занятием, которому покровительствуют боги, поэтому считалось привилегией императорского двора. Это цветок богатства и славы, древние китайцы связывали его силу с мужским началом Янь, символизирующий также весну, любовь и привязанность, часто является символом женской красоты. Когда расцветает куст пиона, это считается хорошим предзнаменованием, и поэтому его стараются выращивать рядом с домом. Ведь согласно поверьям, это защитит дом от злых духов. Именно по причине большой любви к пионам в Поднебесной сложилось о них множество красивых поэтических сказаний.

Вот одно из них.

Жил-был некогда один страстный любитель пионов, некий Хо-Чи. Каких только пионов он ни разводил! Были у него белые, как лебеди, темно- и светло-розовые, ярко- и темно-малиновые; были с гладкими лепестками и с завитыми, душистые и не пахучие. И любовался он ими с утра до вечера и с вечера до утра. Когда цвели его пионы, то сад его становился так прекрасен, что ему мог бы позавидовать сам император. Но сын одного знатного мандарина Чанг-Эй из зависти решил все уничтожить, и придя в сад стал безжалостно топтать все цветы. Несчастный садовод со слезами на глазах смотрел на это бесчинство. Потом не выдержал и поколотил завистливого юнца. Но сад было уже не спасти,и старик горько заплакал. К счастью, откуда ни возьмись, появилась прелестная девушка, оказавшаяся феей цветов, и оживила сад.

Он стал таким прекрасным, что отовсюду стал приходить к старику народ, чтобы полюбоваться чудесно воскресшими цветами. Но избитый стариком Чанг-Эй, раздосадованный такой неудачей, не мог простить нанесенного ему оскорбления и задумал отомстить. Он распустил ложный слух о том, что Хо-Чи чародей. Результатом стало взятие старика под стражу и смертный приговор. А сам явился в сад и снова начал топтать и ломать цветы.

Но тут, как по волшебству, все пионы превратились в прекрасных девушек и взмахнули рукавами так, что принца унесло ветром. Хо-Чи освободили и он продолжал мирно жить и трудиться на радость всем.

И вот однажды, когда он любовался только что распустившимся дивным пионом, вдруг повеяло теплым нежным ветерком, по всему саду распространилось чудное благоухание и раздались дивные, никогда не слыханные им божественные звуки.

Подняв глаза, Хо-Чи увидел свою молодую богиню, которой предшествовали непорочные белые аисты и лазоревого цвета феникс, опускающийся на розовом облаке. «Хо-Чи, — сказала она ему, — ты достиг полного совершенства. Творец вселенной, желая наградить твою беспредельную любовь к цветам, зовет тебя в свои небесные сады, следуй за мной. »

Хо-Чи вступил на облако и медленно вознесся на небо. А за ним поднялись его хижина и окружавшие ее деревья, цветы, пионы и все, что он любил.

И с облака раздался голос: «Тот, кто любит цветы и охраняет их, увеличивает свое счастье и получит блаженство. А тот, кто обходится с ними дурно и уничтожает их, будет несчастен и подвергнется самым строгим наказаниям!»

Читать еще:  Лилии сорта с фото и названиями каталог

Затем облако исчезло среди других облаков, и в воздухе почувствовалось как бы дуновение легкого ветерка. И с этих пор селение, где жил Хо-Чи, стало называться селением праведника, вознесшегося живым на небо, а место, где был его сад, — садом «ста цветов».

А сколько сортов и разновидностей пиона существует на свете! Один древовидный пион чего стоит! Я читала у одной девушки, побывавшей в Германии, что она там впервые столкнулась с этим видом и была очень впечатлена. По её словам, цветы древовидного пиона раза в два больше обычного, с годами его стебли становятся выше и крепче. А какие чудесные расцветки у него! Но, к сожалению, его сложнее вырастить.

В живописной традиции Китая пион стоит на особом месте, его очень любили и до сих пор любят изображать. Техника письма очень тонкая, нежная, картины часто выполняются на шелке или парче. Краски — от ярких до приглушенных, сюжеты сопровождаются часто китайскими философскими подписями.

Ци Байши. Пион. Шелк

Изысканный цветок пиона издавна был любимцем не только азиатских художников, но и в поэзии и литературе.

«Пью вино и смотрю на пионы»

Я перед цветами сегодня пью —
Каждый кубок до дна.
Хмелею, блаженствуя в тишине,
Считаю кубки вина.
И об одном грущу сейчас,
Что не говорят цветы :
Не мне ль старику, принесли они
Дар своей красоты?

Лю Юй-си.
Давайте полюбуемся на утончённость этих работ!

Япония ,как и Китай тоже подпала под очарования этих прелестных цветов! Они были завезены из Китая в начале XVIII века и быстро получили там признание. В Японии пион считается цветком благополучия, процветания, символом любви и ласки, красоты и удачи. Его изображают на особенно изысканных тканях, из которых потом шьют кимоно, на посуде. Японские садоводы создали много великолепных сортов травянистых и древовидных пионов, в том числе была создана оригинальная группа пионов с так называемым японским типом цветка, которая отличается неповторимым изяществом. Только в вазу там , скорее всего, поставят один нераспустившийся шарик бутона, и сердце будет переполняться радостным предчувствием : наблюдая, как раскрывается один лепесток за другим, становишься соучастником великого откровения природы.

В начале 19 века начинается массовое покорение пионом Европы. Из Китая на территорию современной Англии, Франции и Нидерландов попадают новые сорта этого цветка, которые сразу завоевывают сердца европейских садовников.

В Европе наиболее всего полюбили пион во Франции, где известные садовники того времени с воодушевлением работали над созданием новых прекрасных сортов. Некоторые из них популярны и сегодня. В основном это экземпляры с густо-махровыми цветками белой и розовой окраски и нежным ароматом. У многих народов розовые пионы считаются символом застенчивости и девичьей стыдливости. Возможно, что такие представления повлияли на отождествление пиона с «розой без шипов» — символом Мадонны.

В истории художественных стилей пышный пион считают цветком барокко. Прекрасный пион привлекает сердца многих, его великолепие по праву оценили многие великие мастера-живописцы . Его оттенки, переливы цвета, пышность, нежность нельзя не оценить!

В моменты изучения шедевров живописи мы можем почувствовать и момент творения, уловить то необыкновенное настроение, которое стремился передать художник. Теперь прошу вас насладиться искусством европейских мастеров, приятного просмотра!

Вот такой он, пион — император цветов! Спасибо, что были со мной! Хорошего настроения и вдохновения всем!

Пион японский

В XX веке в США и Европу из Японии привезли пион молочноцветкововый с необыкновенной формой цветка: у цветка один или два ряда внешних лепесточков, а в центре — тычинки, которые трансформированы в язычковые лепестки.

Плодолистики были фертильными, а тычинки, стерильными. Розовые, красные или белые внешние лепестки совместно с желтыми тычинками придавали пиону некую оригинальность.

Воздушные, легкие цветки, парящие в воздухе, как бабочки, стали называть “японскими”. Листва с гофрированными краями, тоже добавляли пиону экзотичности.

Облик японских пионов совершенно не совпадал с представлением о безупречной форме цветка, которое сложилось на Западе. В XIX в., в Европу из Китая попали китайские пионы, сорта пиона молочноцветкового.

Около 100 лет селекционеры, используя сорта пиона из Китая, трудились над созданием махровых цветков с огромным количеством лепестков.

Лучшей считалась розовидная форма. Такой цветок, охарактеризованный плавной округлостью, имеет большие лепестки, плотно заполняющие весь объем.

До недавних пор все сорта пиона молочноцветкового называли китайскими, хотя, по внешнему виду они уже не стали быть похожими на старые китайские культивары.

Цветки этих пионов стали формой, которая соответствует вкусам того времени. Сегодня культивары пионов с розовидной формой самые популярные и самые распространенные, в России.

Казалось бы, что японские пионы также повторят судьбу китайских пионов — останется название, а исходные сорта совсем исчезнут. Но этого не произошло.

Новые пионы пленили многих, стали предметом для подражания. Западные селекционеры начали выводить похожие сорта, и в XX веке в садовую классификацию добавили группу пионов с японской формой цветка.

Количество японских пионов с каждым годом увеличивается, сегодня это 10-15% сортимента травянистых пионов, однако многие культивары не похожи друг на дружку.

Пионы в Японию попали из Китая в VIII веке с буддийскими монахами, поэтому их можно отнести к китайским пионам. В соответствии с современной систематикой они происходят от видового пиона молочноцветкового.

Теперь мы знаем, что выводили японские пионы в нескольких клубах страны. У каждого клуба были свои правила в отношении формы цветка.

Например, известный сорт пиона ‘Kokaden‘, который использовался селекционером Ито для выведения первых межсекционных гибридов, имел белые полумахровые цветки.

Большая часть нынешнего сортимента японских пионов создана в США. В средней полосе России японские пионы надежны и холодостойки, хорошо растут, вступая в фазу пышного цветения уже на 3 год после посадки.

Однако некоторые сорта японских пионов с красными лепестками развиваются медленнее и пышно цвести начинают на несколько лет позднее.

Американские селекционеры вывели межвидовые гибриды молочноцветкового пиона и лекарственного пиона с японской формой и ранним сроком цветения. Самые популярные из них — красные ‘Чоколит Соулджер’ и ‘Уолтер Мейнс’.

Агротехника японских пионов традиционна. Темноокрашенные пионы, лучше всего сажать в защищенных от ветра местах. Эти сорта применяют чаще всего на срезку в букеты для создания красивых композиций и в озеленении.

Все популярные пионы японской формы — двухцветные. У светло-розовых и белых и сортов стаминодии как правило желтые, а у темноокрашенных японских пионов — снизу того же окраса, что и лепестки, однако с золотистыми кончиками.

Самые распрастраненные в России культивары молочноцветкового пиона с японской формой следующие:

с белоснежной окраской лепестков — ‘Джон ван Леувен’, ‘Бу Ти’, ‘Дрим Мист’, ‘Карарра‘,‘Мун оф Ниппон ‘Йеллоу Кинг’;

с розовой окраской — ‘Бетти Гроф’, ‘Ама Но Соди’, ‘Вес-тернер’, ‘Велма Аткинсон’, ‘Жемчужная Россыпь’, ‘Кукени Джиши’, ‘Кинсуи’, ‘Сюрприз’, ‘Неон’, ‘Фазе Топ’;

с красной окраской — ‘Акрон’, ‘Чарльз Бурджес’, ‘Гей Пари’, ‘Уаит Кэп’.

Японские пионы в России очень популярны. Еще, эти пионы удобно использовать для селекции в качестве материнского растения.

Пионы китайские и японские в моем саду

У цветоводов пионы пользуются заслуженной популярностью. По красоте цветков и декоративной листве им по праву принадлежит одно из первых мест среди садовых многолетников. Крупные, пастельных или ярких окрасок цветки хороши и на кусте, и в срезке, удивительно приятен их аромат. Ажурная пышная листва сохраняется до поздней осени, когда из темно-зеленой становится багряной. Кусты пионов и без цветов привлекательны в саду на фоне газона и в цветнике. Растения эти долговечны. Они десятилетиями растут на одном месте без пересадки.

Очень популярны сегодня в России «японские пионы»

В конце XIX-начале XX века в Европу и США из Японии завезли сорта пиона молочноцветкового с необычной формой цветка: у него один-два ряда внешних лепестков, а в центре — стаминодии (тычинки, трансформированные в узкие язычковые лепестки). Пестики (плодолистики) были нормальными, фертильными, а стаминодии, как правило, стерильными. Белые, розовые или красные внешние лепестки в сочетании с желтыми стаминодиями придавали пиону особую оригинальность. Легкие, воздушные цветки, как бы парящие в воздухе, подобно огромным бабочкам, стали называть “японскими”. Листья с гофрированными краями, добавляли растениям экзотичности.

Облик “японцев” совсем не совпадал с представлением об идеальной форме цветка пиона, которое к тому времени сложилось на Западе. Столетием раньше, в начале XIX в., из Китая в Европу попали так называемые китайские пионы, тоже сорта п. молочноцветкового.

В течение 100 лет европейские селекционеры, прежде всего французские, используя сорта из Китая, работали над созданием махровых пионов с большим количеством лепестков. Идеальной считалась розовидная форма (иногда ее называют “полностью махровая”). Такой цветок, характеризующийся плавной округлостью, состоит из крупных лепестков, плотно и равномерно заполняющих весь его объем.

До недавнего времени по инерции все сорта п. молочноцветкового продолжали называть китайскими, хотя, внешне они уже не похожи на старинные китайские культивары, а по происхождению относятся к п. молочноцветковому, произрастающему в Забайкалье, Манчжурии и Монголии. В течение XIX в. цветки этих пионов приобрели форму, соответствующую европейским вкусам того времени, составив основу так называемой классической части современного сортимента. До сих пор культивары с розовидной формой остаются наиболее популярными и распространенными, особенно в России.

Казалось, что японские пионы повторят судьбу китайских — название останется, а исходные сорта исчезнут. К счастью, этого не случилось. В XIX столетии значительные изменения в жизни общества утвердили многообразие эстетических вкусов и направлений в искусстве. Появление японских пионов совпало по времени с ростом интереса к культуре Востока. Новые пионы очаровали многих, став предметом для подражания. Селекционеры Запада начали выводить подобные сорта, и уже во втором десятилетии XX века в садовой классификации выделили группу культиваров с японской формой цветка.

Читать еще:  Пион деление куста

Работая над созданием таких пионов, оригинаторы включали в эту группу все новые сеянцы, не похожие на исходные растения. Так, сюда попали сорта с анемоновидной формой цветка, отличающиеся значительно более широкими внутренними лепестками — петалодиями, и даже практически махровые культивары с кольцами стаминодий в короне или центре.

Количество японских пионов продолжает увеличиваться, составляя сегодня 10-15% современного сортимента травянистых пионов, хотя многие культивары мало похожи друг на друга.

Как это иногда случается, сами японцы долго не представляли, какая же исходная форма, созданная в Стране Восходящего Солнца, послужила основой для столь обширной и неоднородной группы. В Японию травянистые пионы попали из Китая с буддийскими монахами в VIII-IX вв. И, строго говоря, в соответствии с терминологией европейцев их тоже можно отнести к китайским. Согласно современной систематике они происхождят от видового п. молочноцветкового (P. lactiflora).

Теперь известно, что выведением японских пионов занимались в нескольких центрах (клубах) страны. Каждый клуб строго придерживался своих правил в отношении формы цветка, поэтому она значительно варьировала. К примеру, известный сорт ‘Kokaden’, использованный селекционером Ито для создания первых межсекционных гибридов (гибридов Ито), имел полумахровые белые цветки.

Риоджи Хашида (Ryoji Hashida) установил, что первые японские пионы, попавшие на Запад около 100 лет назад, соответствовали типу “Хайго” (Higo), созданному в Кумамото (Kumamoto) в период с середины XVIII до 60-х гг. XIX века. В городе-крепости Кумамото воины-японцы объединялись в клубы по цветочным культурам, в них они занимались селекцией и устраивали выставки. Здесь вывели пион с 10-14 лепестками и небольшими стаминодиями, свободно расположенными в чаше цветка, и назвали эту форму “Хайго”.

Было получено много сортов такого типа, но распространять их запрещалось. Подобные клубы по интересам существовали и в других районах Японии. После окончания феодального периода в 1867 г. класс воинов перестал существовать. Запреты на продажу исчезли, и пионы попали в другие страны. Клубы цветоводов утратили кастовость и в более демократичной форме существуют до сих пор.

Хашида отмечает, что в торговой части города Эдо (ныне Токио) в 1858 и 1860 гг. проводились выставки пионов, на которых экспонировалось соответственно 36 и 118 сортов. Типы цветков, созданных в Эдо, отличаются от “Хайго”: одни почти полумахровые с возвышающимися в центре длинными вертикально закрученными стаминодиями, другие — близки к европейской анемоновидной форме. Интересно, что западные селекционеры, самостоятельно создав сорта, сходные с типами “Эдо”, тоже включили их в исходную группу японских.

Большая часть современного сортимента этих пионов создана в США.

В условиях средней полосы России “японцы” достаточно надежны и холодостойки, нормально растут, вступая в пору обильного цветения, как все сорта п. молочноцветкового, на 3-4-й год после посадки. Некоторые сорта с красными внешними лепестками развиваются медленнее и начинают обильно цвести на 1-2 года позднее. У подавляющего большинства культиваров — средние и средне-поздние сроки цветения: в Подмосковье — 20-30 июня.

Американские селекционеры вывели несколько межвидовых гибридов п. молочноцветкового и п. лекарственного с японской формой цветка и более ранними сроками цветения, ближе к середине июня. Самые известные из них — темно-красные ‘Уолтер Мейнс’ и ‘Чоколит Соулджер’.

Агротехника “японцев” традиционна. Пионы, особенно темноокрашенные, желательно высаживать в местах, защищенных от ветра и притененных в полуденные часы. Эти сорта используют чаще всего в озеленении и на срезку для создания элегантных цветочных композиций.

Все известные пионы японской формы — контрастно-двухцветные (из-за различной окраски внешних лепестков и стаминодий). У белых и светло-розовых сортов стаминодии обычно желтые, а у темноокра-шенных — снизу того же цвета, что и лепестки, но с золотистыми кончиками.

Из распространеных в России культиваров п. молочноцветкового с японской формой отметим следующие:

с белой окраской лепестков

‘Бу Ти’, ‘Джон ван Леувен’, ‘Дрим Мист’, ‘Йеллоу Кинг’ (исключительно жизнестойкий и обильный сорт),

Карарра‘ (с длинными светло-желтыми стаминодиями), ‘Мун оф Ниппон’;

с розовой ‘Ама Но Соди’, ‘Бетти Гроф’ (с крупными стаминодиями),

‘Велма Аткинсон’ (ранний), ‘Вес-тернер’ (устойчив в срезке), ‘Жемчужная Россыпь’, ‘Кинсуи’, ‘Кукени Джиши’, ‘Неон’, ‘Сюрприз’, ‘Фазе Топ’ (махровый с кольцом золотых стаминодий), ‘Хит Парейд’;

с красной — ‘Акрон’ (с двухцветными стаминодиями), ‘Гей Пари’, ‘Чарльз Бурджес’, ‘Уаит Кэп’ (анемоновидный с белыми петалодиями).

Пионы китайские и японские в моем саду

У цветоводов пионы пользуются заслуженной популярностью. По красоте цветков и декоративной листве им по праву принадлежит одно из первых мест среди садовых многолетников. Крупные, пастельных или ярких окрасок цветки хороши и на кусте, и в срезке, удивительно приятен их аромат. Ажурная пышная листва сохраняется до поздней осени, когда из темно-зеленой становится багряной. Кусты пионов и без цветов привлекательны в саду на фоне газона и в цветнике. Растения эти долговечны. Они десятилетиями растут на одном месте без пересадки.

Очень популярны сегодня в России «японские пионы»

В конце XIX-начале XX века в Европу и США из Японии завезли сорта пиона молочноцветкового с необычной формой цветка: у него один-два ряда внешних лепестков, а в центре — стаминодии (тычинки, трансформированные в узкие язычковые лепестки). Пестики (плодолистики) были нормальными, фертильными, а стаминодии, как правило, стерильными. Белые, розовые или красные внешние лепестки в сочетании с желтыми стаминодиями придавали пиону особую оригинальность. Легкие, воздушные цветки, как бы парящие в воздухе, подобно огромным бабочкам, стали называть “японскими”. Листья с гофрированными краями, добавляли растениям экзотичности.

Облик “японцев” совсем не совпадал с представлением об идеальной форме цветка пиона, которое к тому времени сложилось на Западе. Столетием раньше, в начале XIX в., из Китая в Европу попали так называемые китайские пионы, тоже сорта п. молочноцветкового.

В течение 100 лет европейские селекционеры, прежде всего французские, используя сорта из Китая, работали над созданием махровых пионов с большим количеством лепестков. Идеальной считалась розовидная форма (иногда ее называют “полностью махровая”). Такой цветок, характеризующийся плавной округлостью, состоит из крупных лепестков, плотно и равномерно заполняющих весь его объем.

До недавнего времени по инерции все сорта п. молочноцветкового продолжали называть китайскими, хотя, внешне они уже не похожи на старинные китайские культивары, а по происхождению относятся к п. молочноцветковому, произрастающему в Забайкалье, Манчжурии и Монголии. В течение XIX в. цветки этих пионов приобрели форму, соответствующую европейским вкусам того времени, составив основу так называемой классической части современного сортимента. До сих пор культивары с розовидной формой остаются наиболее популярными и распространенными, особенно в России.

Казалось, что японские пионы повторят судьбу китайских — название останется, а исходные сорта исчезнут. К счастью, этого не случилось. В XIX столетии значительные изменения в жизни общества утвердили многообразие эстетических вкусов и направлений в искусстве. Появление японских пионов совпало по времени с ростом интереса к культуре Востока. Новые пионы очаровали многих, став предметом для подражания. Селекционеры Запада начали выводить подобные сорта, и уже во втором десятилетии XX века в садовой классификации выделили группу культиваров с японской формой цветка.

Работая над созданием таких пионов, оригинаторы включали в эту группу все новые сеянцы, не похожие на исходные растения. Так, сюда попали сорта с анемоновидной формой цветка, отличающиеся значительно более широкими внутренними лепестками — петалодиями, и даже практически махровые культивары с кольцами стаминодий в короне или центре.

Количество японских пионов продолжает увеличиваться, составляя сегодня 10-15% современного сортимента травянистых пионов, хотя многие культивары мало похожи друг на друга.

Как это иногда случается, сами японцы долго не представляли, какая же исходная форма, созданная в Стране Восходящего Солнца, послужила основой для столь обширной и неоднородной группы. В Японию травянистые пионы попали из Китая с буддийскими монахами в VIII-IX вв. И, строго говоря, в соответствии с терминологией европейцев их тоже можно отнести к китайским. Согласно современной систематике они происхождят от видового п. молочноцветкового (P. lactiflora).

Теперь известно, что выведением японских пионов занимались в нескольких центрах (клубах) страны. Каждый клуб строго придерживался своих правил в отношении формы цветка, поэтому она значительно варьировала. К примеру, известный сорт ‘Kokaden’, использованный селекционером Ито для создания первых межсекционных гибридов (гибридов Ито), имел полумахровые белые цветки.

Риоджи Хашида (Ryoji Hashida) установил, что первые японские пионы, попавшие на Запад около 100 лет назад, соответствовали типу “Хайго” (Higo), созданному в Кумамото (Kumamoto) в период с середины XVIII до 60-х гг. XIX века. В городе-крепости Кумамото воины-японцы объединялись в клубы по цветочным культурам, в них они занимались селекцией и устраивали выставки. Здесь вывели пион с 10-14 лепестками и небольшими стаминодиями, свободно расположенными в чаше цветка, и назвали эту форму “Хайго”.

Было получено много сортов такого типа, но распространять их запрещалось. Подобные клубы по интересам существовали и в других районах Японии. После окончания феодального периода в 1867 г. класс воинов перестал существовать. Запреты на продажу исчезли, и пионы попали в другие страны. Клубы цветоводов утратили кастовость и в более демократичной форме существуют до сих пор.

Хашида отмечает, что в торговой части города Эдо (ныне Токио) в 1858 и 1860 гг. проводились выставки пионов, на которых экспонировалось соответственно 36 и 118 сортов. Типы цветков, созданных в Эдо, отличаются от “Хайго”: одни почти полумахровые с возвышающимися в центре длинными вертикально закрученными стаминодиями, другие — близки к европейской анемоновидной форме. Интересно, что западные селекционеры, самостоятельно создав сорта, сходные с типами “Эдо”, тоже включили их в исходную группу японских.

Читать еще:  Плетистые розы непрерывно цветущие сорта

Большая часть современного сортимента этих пионов создана в США.

В условиях средней полосы России “японцы” достаточно надежны и холодостойки, нормально растут, вступая в пору обильного цветения, как все сорта п. молочноцветкового, на 3-4-й год после посадки. Некоторые сорта с красными внешними лепестками развиваются медленнее и начинают обильно цвести на 1-2 года позднее. У подавляющего большинства культиваров — средние и средне-поздние сроки цветения: в Подмосковье — 20-30 июня.

Американские селекционеры вывели несколько межвидовых гибридов п. молочноцветкового и п. лекарственного с японской формой цветка и более ранними сроками цветения, ближе к середине июня. Самые известные из них — темно-красные ‘Уолтер Мейнс’ и ‘Чоколит Соулджер’.

Агротехника “японцев” традиционна. Пионы, особенно темноокрашенные, желательно высаживать в местах, защищенных от ветра и притененных в полуденные часы. Эти сорта используют чаще всего в озеленении и на срезку для создания элегантных цветочных композиций.

Все известные пионы японской формы — контрастно-двухцветные (из-за различной окраски внешних лепестков и стаминодий). У белых и светло-розовых сортов стаминодии обычно желтые, а у темноокра-шенных — снизу того же цвета, что и лепестки, но с золотистыми кончиками.

Из распространеных в России культиваров п. молочноцветкового с японской формой отметим следующие:

с белой окраской лепестков

‘Бу Ти’, ‘Джон ван Леувен’, ‘Дрим Мист’, ‘Йеллоу Кинг’ (исключительно жизнестойкий и обильный сорт),

Карарра‘ (с длинными светло-желтыми стаминодиями), ‘Мун оф Ниппон’;

с розовой ‘Ама Но Соди’, ‘Бетти Гроф’ (с крупными стаминодиями),

‘Велма Аткинсон’ (ранний), ‘Вес-тернер’ (устойчив в срезке), ‘Жемчужная Россыпь’, ‘Кинсуи’, ‘Кукени Джиши’, ‘Неон’, ‘Сюрприз’, ‘Фазе Топ’ (махровый с кольцом золотых стаминодий), ‘Хит Парейд’;

с красной — ‘Акрон’ (с двухцветными стаминодиями), ‘Гей Пари’, ‘Чарльз Бурджес’, ‘Уаит Кэп’ (анемоновидный с белыми петалодиями).

Немахровые японские пионы – украшение вашего сада, интересные сорта пионов

Немахровые японские пионы – украшение вашего сада

Какие пионы мы любим? Какие пионы сажаем на самые лучшие места? Конечно же, махровые с крупными роскошными цветами, скажете вы. Я тоже раньше так думала. Но вмешалась погода и заставила посмотреть на любимые цветы совсем с другой стороны.

Каждую весну я с нетерпением жду цветения пионов, наблюдая, как увеличиваются в размере тугие шарики бутонов, как раскрываются, лепесток за лепестком, первые цветы. И вот уже они цветут, пышно, глаз не оторвать. Но однажды утром, выйдя в сад, я не увидела цветущих пионов. После сильного ночного дождя огромные цветы лежали на земле. Я плакала от досады и обиды на эту сырую погоду, на этот дождь, который сделал цветы такими тяжелыми, что стебли сломались даже на подвязанных кустах.

Цветники были испорчены, а я так и не насладилась до конца цветением своих любимцев. Пришлось все сломанные цветы срезать, отмыть от грязи и поставить в вазы. А заодно поразмыслить над тем, что делать дальше. Ведь дожди у нас — обычное явление, и разочарование может повториться. Отказываться совсем от пионов я была не готова и решила поискать сорта с более легкими цветами, способными противостоять превратностям погоды.

Тем же летом поиск дал свои положительные результаты: передо мной открылся весь спектр многообразия форм цветов немахровых пионов. Я листала страницы книг, удивляясь, почему вся эта красота еще не в моем саду. Решение было перед глазами – изящные, легкие и крупные цветы простой формы, или полумахровые, как юбочки танцовщиц, или анемоновидные, или с так называемой японской формой цветка.

Мой выбор пал на японскую форму, которая показалась наиболее привлекательной для начала. Ее название произошло от первых пионов, вывезенных европейцами из Японии. Цветки этого типа состоят из одного-двух рядов крупных лепестков венчика, а в центре расположен «помпон» из более узких лепестков – видоизмененных тычинок – стаминодий. Окраска основных лепестков у пионов этой группы охватывает все оттенки от белого до темно-бордового. Середина цветка может быть ярко-желтой, или того же цвета, что и лепестки венчика, или контрастирующая с ними.

Легкость цветков на кусте, разнообразие и изысканность формы, все говорило в пользу выбора пионов с японской формой цветка.

Первым «японским» гостем, который появился в моем саду, стал сорт Ян Ван Леувен (Jan van Leeuven — Van Leeuven, 1928, Голландия), p.lactiflora — чистейшего белого цвета чашевидный цветок, в середине которого расположен аккуратный шарик золотистых стаминодий. На каждом стебле по два-три боковых бутона. Не стоит их удалять. Они продлевают цветение и делают куст пышнее. Цветы на крепких стеблях смотрят вверх и стойко переносят непогоду. Куст средней высоты, компактный, не разваливается, подвязывать его не нужно.

Вторым таким пионом стал очень красивый сорт Чарльз Бурджес (Charles Burgess — Krekler, 1963, США), p.lactiflora — глубокого винно-красного цвета. В центре цветка расположены узкие, волнистые, темно-красные стаминодии с желтыми загибающимися кончиками. Стебли тонкие, но прочные. Куст не разваливается. В опоре нуждаются только взрослые растения с большим количеством стеблей. Сорт средней высоты и среднего срока цветения.

Третьим «японцем» оказался сорт Неон (Neon — Nicholls, 1941, США), p.lactiflora, сеянец от Ama-No-Sode, такого интенсивного ярко-розового цвета, что взгляд невольно выделяет его среди других цветов. Он не выгорает на солнце и не блекнет под дождем. В центре находится тугой шар из розовых стаминодий с желтой окантовкой, продолжающий расти во время цветения, а из его середины прорастают хохолком узкие розовые лепестки. Но это происходит тогда, когда растение наберет полную силу, примерно на четвертый-пятый год. Куст высокий, не разваливается. Этот сорт почти не подвержен заболеваниям, стоит здоровый и зеленый до самых заморозков. Срок цветения средний.

После первых трех сортов, которые показали себя во всей красе, остановиться было уже невозможно. И японские пионы буквально ворвались в мой сад большой и дружной толпой.

Рашумон – Rashoomon (Япония, до 1928), p.lactiflora – интенсивного малиново-красного цвета. Цветок крупный. Стаминодии узкие, волнистые, с закрученными кончиками и желтыми краями. Эффектно смотрится контраст темно-красных основных лепестков и ярко-желтой окантовки стаминодий. Стебли прямые, крепкие. Куст средней высоты. Срок цветения средний.

Исани Гидуи – Isani Gidui (Япония), p.lactiflora, впервые появился под этим именем в перечне пионов Американского общества пионоводов в 1928 году. Правильное название – Isami Jishi, переводится с японского как Smiling Lion — улыбающийся лев. Цветы крупные, белые, с легким жемчужно-розоватым оттенком при роспуске, изящной формы. Лепестки широкие, слегка волнистые, в два ряда. В центре тонкие ярко-желтые стаминодии. Цветы будто парят над кустом на тонких, но прочных стеблях. Куст немного выше среднего. Срок цветения среднепоздний. Устойчивый к непогоде сорт.

Вайкики – Waikiki (Lins, 1936, США), p.lactiflora – насыщенного розово-малинового цвета, стаминодии красные с кремовым краем. Цветки некрупные, но очень изящные и легкие. Стебли тонкие, но прочные. Куст не разваливается, средней высоты. Срок цветения средний.

Кора Стабс – Cora Stubbs (Krekler, США), p.lactiflora. Внешние лепестки розово-лиловые, по краям светлее, центр плотно заполнен кремовыми и розовыми лепестками. Много боковых бутонов. Стебли прочные, прямые. Куст средней высоты, не разваливается, в опоре не нуждается. Срок цветения средний.

Кукени Джиши – Kukeni Jishi (Япония, до 1928), p.lactiflora – бледно-розовый с перламутровым отблеском, раскрываясь, постепенно белеет. Цветок крупный с волнистыми лепестками, изящной формы. В центре плотный шар из ярко-желтых стаминодий с загибающимися кончиками. Листья гофрированные. Высота куста средняя. Срок цветения средний.

Голд Стандарт – Gold Standard (Rosenfield, 1934, США), p.lactiflora – белый, очень привлекательный сорт. Внешние лепестки крупные в два ряда. Центр полностью заполнен золотисто-желтыми стаминодиями. Стебли крепкие. Много боковых бутонов. Куст высокий и пышный, быстро нарастает, с возрастом будет нуждаться в опоре из-за большого количества стеблей. Срок цветения средний.

Нелли Сейлор – Nellie Saylor (Krekler, 1967, США), p.lactiflora — винно-красного цвета. В центре плотный шар из лепестков кремового цвета с красными мазками, между которыми прорастают красные лепестки. Стебли прочные. Куст выше среднего. Срок цветения средний.

Уолтер Мейнс – Walter Mains (Mains,1956, США), h.hybrid (p.lactiflora x p.officinalis) – настоящего бордового цвета с коричневым оттенком. Цветок чашевидный, стаминодии узкие с желтой окантовкой. Цветы возвышаются над кустом. Стебли прочные. Куст средней высоты. Ранний срок цветения. В 1974 году был награжден золотой медалью Американского общества пионоводов.

Хит Парейд – Hit Parade (Nicholls, 1965, США), p.lactiflora. Внешние лепестки розовые с лиловым оттенком. Стаминодии узкие, желто-коралловые, с острыми кончиками. Цветы некрупные, очень легкие, парят над кустом. Цветение обильное. Стебли прочные. Куст выше среднего. Срок цветения средний.

Микадо – Mikado (1893, Япония), p.lactiflora – интенсивно-малиновый. Стаминодии желтые, плоские, волнистые с загибающимися кончиками, розовые в основании. Стебли прямые. Высота куста чуть выше средней. Срок цветения средний.

Спиффи – Spiffy (Klehm, 1999, США), p.lactiflora — малиново-красный с сиреневатым оттенком. Широкие внешние лепестки окружают крупный центр, состоящий из кремово-розовых, будто ажурных лепестков, перемешанных с узкими волнистыми лепестками основного малинового цвета. Очень эффектное сочетание. Стебли прочные. Куст выше среднего. Срок цветения средний.

Японские пионы универсальны, хорошо переносят как полное солнце, так и легкую скользящую полутень от деревьев. Они идеально подходят не только для парадной части цветника, но и великолепно смотрятся на фоне кустарников, гармонично вписываясь в природный стиль. Впечатляюще выглядит массив из нескольких кустов одного сорта – множество парящих цветов над густой зеленью листьев.

Увидев однажды очарование грациозных и нежных цветов японских пионов, понимаешь – эта любовь навсегда!

Марина Баласис-Чернова, цветовод, г. Москва

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector