Пионы китайские и японские - Дневник садовода flower-lucky.ru
129 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пионы китайские и японские

Пионы китайские и японские в моем саду

автор Михейчик В., фото автора

Пионы называют любимыми цветами многие российские садоводы, поэтому кусты травянистых пионов встречаются практически в каждом саду.
В конце весны и в начале лета пышноцветущие пионы разнообразной окраски украшают наши сады, распространяя далеко вокруг чарующее благоухание своих прекрасных цветков.

За редким исключением, в российских садах в основном произрастают травянистые пионы европейской и американской селекции. Буквально всем знакомы популярнейшие сорта пионов: «Сара Бернар», «Фестива Максима», «Генри Бокстос» и многие другие.

Однако в последние годы у нас в широкой продаже стали появляться сорта травянистых пионов из Китая – именно китайской селекции пионы. Всем известно, что Китай является родиной этого чудесного цветка.

Опыт выращивания китайских пионов

Китайские сорта пионов имеют завораживающие, очень романтичные и присущие именно Востоку пышные названия. Например, так поэтично называются пионы китайской селекции: «Румянец в Каплях Росы», «Прозрачная Вуаль», «Иней в Розовой Дымке», «Красная Звезда на Снежном Холме» и прочие. Ну как тут устоять?! Тем более что и цена на посадочный материал китайских пионов «божеская».

Несколько лет назад я приобрела сорта пионов китайской селекции. Растения после посадки хорошо развивались и вскоре начали цвести. Но нельзя сказать, что я от их первых цветков была в восторге — ожидала большего!

Практически все сорта травянистых пионов китайской селекции отличаются, как говорил пёс Шарик из деревни Простоквашино, «повышенной лохматостью» цветков. У них разрезанные кончики лепестков, не слишком аккуратные соцветия. На одном кусте китайского пиона цветки по форме отличаются друг от друга. Может быть, с течением времени форма цветка установится (так у пионов бывает). Однако, сравнивая свои фотографии выращенных китайских пионов с каталогом, большого отличия в изображениях не нахожу.

Интересен махровый китайский пион сорта «Перечная Мята», или «Пепперминт» («Peppermint») с некрупными листьями. Его полушаровидный цветок в начале цветения нежно-розовый, а потом он сильно светлеет до кремово-белого. Цветок диаметром около 15 см; высота куста 80 см. Стебли хоть и тонкие, но прочные. Срок цветения средний.

На фото: китайские пионы сорта «Пепперминт»; японские пионы сорта «Ниппон Парад»

Опыт выращивания японских пионов

Японские пионы в последние годы приобрели у российских садоводов невероятную востребованность. Так называется группа пионов, которые были получены в результате межвидовой гибридизации.
У японских пионов совершенно особое строение цветка. Один-два ряда широких лепестков, а центр цветка заполнен очень узкими лепестками, так называемыми стаминодиями. Стаминодии могут быть по-разному окрашены, они как бы образуют в середине цветка красивый пышный «помпон». Их нижняя часть (видоизменённые тычинки) обычно окрашена в тон основной окраске цветка или чуть светлее, а верхняя часть (бывшие пыльники) – жёлтая или с золотистой окантовкой.

Японские пионы в саду выглядят изысканно и утончённо, каждый цветок хочется долго и внимательно разглядывать. Поэтому в срезке японские пионы лучше всего смотрятся в вазе по одному цветку.

У многих сортов японских пионов кусты имеют небольшую высоту, и устойчивые к непогоде растения имеют крепкие толстые стебли.
Например, один из новых сортов японского пиона, «Анемонефлора» (см. титульное фото), достигает в высоту всего 35–40 см. На фоне его зелёной листвы ярко выделяются некрупные красные цветки (диаметром 12–14 см) с красными нитями стаминодий, словно припорошенных сверху золотой пылью. Такой компактный пион может служить отличным украшением альпийской горки, рокария, сада японского стиля.

Нарядно смотрятся в моем саду японские пионы иностранных сортов: «Ниппон Парад» («Японский парад»), «Вальтер Мейнс», «Неон», «Боул оф Бьюти» («Чаша Красоты»). Есть у меня японский пион и отечественной селекции – сорта «Жемчужная Россыпь».

Интересные сорта японских пионов в 90-е годы прошлого века создал российский селекционер Дубров:
— «Катюша Дуброва» – нежный розово-сиреневый цветок с жёлтым «помпоном»;
— «Курильские Острова» — ярко-розовый цветок с жёлтым «помпоном» и с «хохолком» цвета лепестков.

В культуре японские пионы неприхотливы, надежно зимуют без укрытия. Уход за ними обычный, как и за другими травянистыми пионами.
Характерно, что уже с первого цветения кусты японских пионов дают типичную для сорта окраску и форму цветка.

Пионы ИТО гибриды японской селекции

Особая замечательная группа межсекционных пионов, также созданная в Японии, — это ИТО гибриды, результат гибридизации травянистых и древовидных пионов. Особенностью этих пионов является одревеснение корней.
Надземные части стеблей пионов ИТО гибридов, в отличие от родственного древовидного пиона, отмирают на зиму полностью или частично.

Именно в этой группе пионов имеются необычно привлекательные сорта (а всего ИТО-гибридов насчитывается несколько сотен прекрасных сортов), в том числе с эффектными цветками желанного для всех коллекционеров жёлтого цвета. Самый известный среди ИТО гибридов желтоцветковый сорт – «Бартзелла» («Bartzella») — встречается в предложениях некоторых садоводческих фирм и коллекционеров пионов.

Пионы ИТО гибриды многочисленных сортов поражают красотой цветков разнообразной окраски. Однако их цена очень высока. Да и новые сорта пионов с анемоновидной и японской формой цветка тоже дорогие.

Пионов ИТО гибридов я пока не имею, но собираюсь приобрести. Думаю, что зимовать в сибирском саду они будут лучше, чем древовидные пионы. Во всяком случае, укрытие для их кустов сделать будет проще, нежели для высоких стеблей древовидных пионов.

Пионы в китайской живописи

Пионы в китайской живописи

Цветы имеют свойства, которые приписываются им в соответствии с традиционной символикой. Пион, например, в китайской символике-король цветов. Он символизирует власть и силу. Он также называется цветком богатства и чести.
В поэзии цветам приписываются чувства и переживания.
КРАСНЫЙ ПИОН
Мирно — спокоен
Убор зеленый цветка.
Разных оттенков
Алого платья шелка.
Венчик в тоске
Вот — вот раскрыться готов
Разве душа
Есть у вешних цветов?- восклицает великий Ван Вэй.

Пионы кльтивируются в Азии в течение почти 4000 лет. Сначала пионы использовались в качестве лекарственного растения. Вскоре пионы появились в садах как декоративные растения. Цветы пеона стали популярный темой в древней китайской литературе и искусстве. Уже в императорских садах Китая во время династии Тан т.е. более тысячи лет назад, разводились различные сорта пеонов и цвели пионы разнообразных расцветок. На сегодняшний день существуют сотни сортов растения пион. Стебель пиона может вырасти в рост человека. Цветы растения шелковистые на ощупь и часто имеют восхитительный аромат. Для древних китайцев растение пион не только стал признаком весны, но и символом любви и привязанности. В нем они увидели гармоничное сочетание мужественной силы и женской красоты: двух принципов Ян (ствола) и Инь (цветок) даосской философии. В китайской живописи со времен империи Тан существовал жанр «цветы и птицы». В течение почти двухт ысячалетий китайские художники изображали цветы.
В этом глубоком смысле мы должны понять растение пиона на картине Юнь Шоупина. Мало что известно о биографии китайского художника Юн Шоупина.
Юнь Шоупин. Три пиона
Юнь Шоупин (惲壽平, 1633 — 1690) — китайский художник времён династии Цин.
Он родился на севере Китая. его родственники, так как и его отец были вынуждены бежать в южный Китай из-за политических преследований.‎ В 1653 году отец художника стал монахом. Юнь Шоупин выбрал карьеру чиновникаи, как обычно, был направлен в отдаленные провинции. В своих продолжительных и неторопливых путешествиях он не только познакомился с природой и пейзажами страны, но и с культурой и искусством огромной китайской империи. Юнь Шоупин проявил большой интерес к живописи, каллиграфии и литературе, и в конце концов стал так называемым художником-ученым.
Это означает, что он был художником-любителем в самом высоком смысле этого слова.
Он занимался искусством как хобби, для своего удовольствия и того, чтобы порадовать зрителя. Он мог выбрать темы по собственному вкусу. Художник посвятил себя, главным образом, светлой жизнерадостной жанровой живописи (жанру цветы. в основном), оставляя за гранью своих творческих интересов теневые темы жизни. Войны, борьба, болезни, страдания, смерть и непостоянство — все что можно обобщенно назвать суетным и преходящим и чем должны были заниматься профессиональные художники ради куска хлеба, выходило за рамки его творчеста.

Свое мастерство Юнь Шоу Пин развивал, изучая старых мастеров и их методы. Тем не менее, он не мог работать в духе старинных стилей безоговорочно, как этого требовала строгая традиция китайского искусства. Снова и снова его собственная творческая оригинальность проявлялась в его работах, что его глубоко беспокоило, в то время как его оригинальность, которая так высоко ценится в западной культуре, воспринималась в то время как недостаток. Он восхищался художником Ван Хуэйем, несколько эклектичным имитатором и на наш взгляд, гораздо менее талантливым чем Юнь Шоупин. С Ван Хуэйем, который имел доступ в высшие круги общества, Юнь Шоупин был связан взаимнообменом стимулирующей художественной дружбой всю жизнь. Вместе они предпринимали художественные поездки, обменивались опытом. Мастера даже дали друг другу разрешение рисовать некоторые детали или надписи на своих картинах друг у друга.

Читать еще:  Многолетняя ромашка подготовка к зиме

Перед своей относительно ранней смертью на пятьдесят седьмом году жизни (1690) Юнь Шоупин отдалился от мира, для того, чтобы вникнуть в тайны жизни и природы в одиночестве и тишине. Творчество Юнь Шоупина показывает как оригинально и глубоко чувствовал он любовь к природе. В изображении растений художником можно видеть тенденцию к уточнению и индивидуализации в технике живописи цветов. Он остается верен этому малому жанру. Тогда как его художник и друг Ванхуэй предпочитал пейзаж и ставил его по значимости на первое место по сравнению с жанром «цветы».
Юнь Шоупин писал: «Цветок, лист! Как они могли когда-либо конкурировать с изображением тысячи скал и десяти тысяч ущелий!» Но какие цветы, какие листья изобразил Юнь Шоупин красками! Бамбук, хризантемы, лотосы, розы, цветы персика и чернослива и, конечно же, цветы пеонов. Отличный пример живописи Юн Шоупина свиток «Три пиона» Размер свитока ок. 208 см х 105 см. Автор намеревался вызвать определенное настроение — в нашем случае он, вероятно, хотел передать момент весенней поэтической атмосферы. На свитке гигантский куст пиона с многочисленными двойными цветами поднимается к небу. Художник писал в своем дневнике: «Когда я рисую деревья и кусты растений, я предпочитаю высокие растения со старыми стволами, я люблю их рост, стремление к облакам.»
Боковые ветви пиона распространяются во всех направлениях в стороны в открытое свободное пространство. Как если бы не было чего-либо их ограничивающего. Глазу позволено бродить безгранично в бесконечность пространства вдоль более и более тонко заостренных разветвлений ветвей. Окружающее пространство считается почти таким же важным, как изображение и самого растения, которое получает свою способность дышать, жить и развиваться в этом пространства Он достигает эффекта глубины пространства не перспективным рисунком или насильственными свето-теневыми эффектами и контрастам. По собственным словам художника, он следует за «бесконечным» в живописи.
Как и художник Хсу Чун-Сумгу он не использует кисть с черной тушью для прорисовки контуров, но работает исключительно с цветом: нюансами основных цветов желтого, синего, красного и зеленого, которые он получил из растений и камней (минералов). Для усиления сверкающего цвета он иногда рисует и на оборотной сторон чрезвычайно тонко шелка основания. Именно эта прозрачность, которая также позволяет избегать карандашных набросков, дает впечатление спонтанно свежей природы.

Зрителя может удивить сочетание девять цветков на одном и том же кусте, все они разных цветов, белого, желтоватого, розового, красного и деликатно сиреневого с выступающими розовыми тычинками. Возможно,
они демонстрируют искусство прививки, которое старые китайские садоводы, как говорят, так блестяще освоили? Или же художник настоящим показал то, что его творчество не придерживается рабски точного изображения, а стремится
заставить нас испытать восторженное художественное видение красоты куста пиона?

Еще пионы:
Юнь Шоупин. 1633-1690 . Ки
Картины пионов современных художников Китая

Цинь Шу (Qin Shu)

Пион — одним из самых популярных цветов в восточной культуре и является одним из ярких национальных эмблем в Китае. В китайском языке «пион» звучит как мудань (牡丹) или фугуйхуа — «цветок знатности и богатства» (富贵花). В китайской культуре пион считается царем цветов, поскольку несет в себе чистое начало ян. Вместе с цветком сливы это традиционный цветочный символ Китая, где пион «цветок богатства и почестей». Традиционно он используется символически в китайском искусстве. В 1903 году династия Цин объявил пион национальным цветком.
Пион – цветок богатства. Восемь пионов и две райские птицы символизируют богатую и мирную жизнь.
Цин Шу. Восемь пионов и две райские птицы
Цин Шу. Восемь пионов и две райские птицы
«Белый пион» Чжан Дацяна.
Пион» Чжао Чжицяна, династия Цин.

Процветание и долголетие». Пион и райские мухоловки» Ци Байши
Пионы и двойные сороки» Ван Ли, династия Цин.
«Пион» Хуан Шаньшоу.
Гао Фэнхань (1683 Цзячжоу, пров.Шаньдун — 1749 Шаньдун) — китайский художник, каллиграф, резчик печатей и поэт.
Вот так он писал пионы:
Гао Фэнхань. Пионы и камни.Городской музей Осака

Император цветов: пион в древних сказаниях и на полотнах китайских и европейских мастеров

Я обожаю пионы, их чарующий тонкий, но сильный аромат, роскошь и обильность их форм! Название цветка пион (или пивония по старорусски), от лат. paeonia возникло в античности от местности Пеонии (Пэонии) в Македонии, на севере Греции.

Одна из древних легенд гласит, что жил-был на свете один врач, по имени Пеон, ученик бога врачевания Эскулапа. Он так успешно лечил людей, что превзошел своего учителя. Поговаривали, что все его успехи от того, что применяет он в своем целительстве какое-то удивительное растение, обладающее лечебными свойствами. Когда Пеон исцелил бога мертвых, Эскулап воспылал завистью и решил его убить. Но бог подземного царства защитил Пеона и превратил его в прекрасный цветок. Пион уклоняющийся получил свое название потому, что ему удалось уклониться от мести.

С тех пор пионы считают целебными растениями и любимцами богов. Но у римлян пион — олицетворение напыщенности и чванства, якобы он хотел перещеголять саму розу, если не по красоте, то по размеру. Пыжился, пыжился, да так и остался раздутым. А по мне, так пион и не надо сравнивать с розой, он хорош сам по себе!

Однако культивировали это растение на Востоке, в северном Китае, где его называли Hua Wang («Император цветов»). Ведь выращивание пиона считалось благороднейшим занятием, которому покровительствуют боги, поэтому считалось привилегией императорского двора. Это цветок богатства и славы, древние китайцы связывали его силу с мужским началом Янь, символизирующий также весну, любовь и привязанность, часто является символом женской красоты. Когда расцветает куст пиона, это считается хорошим предзнаменованием, и поэтому его стараются выращивать рядом с домом. Ведь согласно поверьям, это защитит дом от злых духов. Именно по причине большой любви к пионам в Поднебесной сложилось о них множество красивых поэтических сказаний.

Вот одно из них.

Жил-был некогда один страстный любитель пионов, некий Хо-Чи. Каких только пионов он ни разводил! Были у него белые, как лебеди, темно- и светло-розовые, ярко- и темно-малиновые; были с гладкими лепестками и с завитыми, душистые и не пахучие. И любовался он ими с утра до вечера и с вечера до утра. Когда цвели его пионы, то сад его становился так прекрасен, что ему мог бы позавидовать сам император. Но сын одного знатного мандарина Чанг-Эй из зависти решил все уничтожить, и придя в сад стал безжалостно топтать все цветы. Несчастный садовод со слезами на глазах смотрел на это бесчинство. Потом не выдержал и поколотил завистливого юнца. Но сад было уже не спасти,и старик горько заплакал. К счастью, откуда ни возьмись, появилась прелестная девушка, оказавшаяся феей цветов, и оживила сад.

Он стал таким прекрасным, что отовсюду стал приходить к старику народ, чтобы полюбоваться чудесно воскресшими цветами. Но избитый стариком Чанг-Эй, раздосадованный такой неудачей, не мог простить нанесенного ему оскорбления и задумал отомстить. Он распустил ложный слух о том, что Хо-Чи чародей. Результатом стало взятие старика под стражу и смертный приговор. А сам явился в сад и снова начал топтать и ломать цветы.

Но тут, как по волшебству, все пионы превратились в прекрасных девушек и взмахнули рукавами так, что принца унесло ветром. Хо-Чи освободили и он продолжал мирно жить и трудиться на радость всем.

И вот однажды, когда он любовался только что распустившимся дивным пионом, вдруг повеяло теплым нежным ветерком, по всему саду распространилось чудное благоухание и раздались дивные, никогда не слыханные им божественные звуки.

Подняв глаза, Хо-Чи увидел свою молодую богиню, которой предшествовали непорочные белые аисты и лазоревого цвета феникс, опускающийся на розовом облаке. «Хо-Чи, — сказала она ему, — ты достиг полного совершенства. Творец вселенной, желая наградить твою беспредельную любовь к цветам, зовет тебя в свои небесные сады, следуй за мной. »

Хо-Чи вступил на облако и медленно вознесся на небо. А за ним поднялись его хижина и окружавшие ее деревья, цветы, пионы и все, что он любил.

И с облака раздался голос: «Тот, кто любит цветы и охраняет их, увеличивает свое счастье и получит блаженство. А тот, кто обходится с ними дурно и уничтожает их, будет несчастен и подвергнется самым строгим наказаниям!»

Затем облако исчезло среди других облаков, и в воздухе почувствовалось как бы дуновение легкого ветерка. И с этих пор селение, где жил Хо-Чи, стало называться селением праведника, вознесшегося живым на небо, а место, где был его сад, — садом «ста цветов».

Читать еще:  Особенности выращивания древовидного пиона видео

А сколько сортов и разновидностей пиона существует на свете! Один древовидный пион чего стоит! Я читала у одной девушки, побывавшей в Германии, что она там впервые столкнулась с этим видом и была очень впечатлена. По её словам, цветы древовидного пиона раза в два больше обычного, с годами его стебли становятся выше и крепче. А какие чудесные расцветки у него! Но, к сожалению, его сложнее вырастить.

В живописной традиции Китая пион стоит на особом месте, его очень любили и до сих пор любят изображать. Техника письма очень тонкая, нежная, картины часто выполняются на шелке или парче. Краски — от ярких до приглушенных, сюжеты сопровождаются часто китайскими философскими подписями.

Ци Байши. Пион. Шелк

Изысканный цветок пиона издавна был любимцем не только азиатских художников, но и в поэзии и литературе.

«Пью вино и смотрю на пионы»

Я перед цветами сегодня пью —
Каждый кубок до дна.
Хмелею, блаженствуя в тишине,
Считаю кубки вина.
И об одном грущу сейчас,
Что не говорят цветы :
Не мне ль старику, принесли они
Дар своей красоты?

Лю Юй-си.
Давайте полюбуемся на утончённость этих работ!

Япония ,как и Китай тоже подпала под очарования этих прелестных цветов! Они были завезены из Китая в начале XVIII века и быстро получили там признание. В Японии пион считается цветком благополучия, процветания, символом любви и ласки, красоты и удачи. Его изображают на особенно изысканных тканях, из которых потом шьют кимоно, на посуде. Японские садоводы создали много великолепных сортов травянистых и древовидных пионов, в том числе была создана оригинальная группа пионов с так называемым японским типом цветка, которая отличается неповторимым изяществом. Только в вазу там , скорее всего, поставят один нераспустившийся шарик бутона, и сердце будет переполняться радостным предчувствием : наблюдая, как раскрывается один лепесток за другим, становишься соучастником великого откровения природы.

В начале 19 века начинается массовое покорение пионом Европы. Из Китая на территорию современной Англии, Франции и Нидерландов попадают новые сорта этого цветка, которые сразу завоевывают сердца европейских садовников.

В Европе наиболее всего полюбили пион во Франции, где известные садовники того времени с воодушевлением работали над созданием новых прекрасных сортов. Некоторые из них популярны и сегодня. В основном это экземпляры с густо-махровыми цветками белой и розовой окраски и нежным ароматом. У многих народов розовые пионы считаются символом застенчивости и девичьей стыдливости. Возможно, что такие представления повлияли на отождествление пиона с «розой без шипов» — символом Мадонны.

В истории художественных стилей пышный пион считают цветком барокко. Прекрасный пион привлекает сердца многих, его великолепие по праву оценили многие великие мастера-живописцы . Его оттенки, переливы цвета, пышность, нежность нельзя не оценить!

В моменты изучения шедевров живописи мы можем почувствовать и момент творения, уловить то необыкновенное настроение, которое стремился передать художник. Теперь прошу вас насладиться искусством европейских мастеров, приятного просмотра!

Вот такой он, пион — император цветов! Спасибо, что были со мной! Хорошего настроения и вдохновения всем!

Пионы китайские и японские

У цветоводов пионы пользуются заслуженной популярностью. По красоте цветков и декоративной листве им по праву принадлежит одно из первых мест среди садовых многолетников. Крупные, пастельных или ярких окрасок цветки хороши и на кусте, и в срезке, удивительно приятен их аромат. Ажурная пышная листва сохраняется до поздней осени, когда из темно-зеленой становится багряной. Кусты пионов и без цветов привлекательны в саду на фоне газона и в цветнике. Растения эти долговечны. Они десятилетиями растут на одном месте без пересадки.

Очень популярны сегодня в России «японские пионы»

В конце XIX-начале XX века в Европу и США из Японии завезли сорта пиона молочноцветкового с необычной формой цветка: у него один-два ряда внешних лепестков, а в центре — стаминодии (тычинки, трансформированные в узкие язычковые лепестки). Пестики (плодолистики) были нормальными, фертильными, а стаминодии, как правило, стерильными. Белые, розовые или красные внешние лепестки в сочетании с желтыми стаминодиями придавали пиону особую оригинальность. Легкие, воздушные цветки, как бы парящие в воздухе, подобно огромным бабочкам, стали называть “японскими”. Листья с гофрированными краями, добавляли растениям экзотичности.

Облик “японцев” совсем не совпадал с представлением об идеальной форме цветка пиона, которое к тому времени сложилось на Западе. Столетием раньше, в начале XIX в., из Китая в Европу попали так называемые китайские пионы, тоже сорта п. молочноцветкового.

В течение 100 лет европейские селекционеры, прежде всего французские, используя сорта из Китая, работали над созданием махровых пионов с большим количеством лепестков. Идеальной считалась розовидная форма (иногда ее называют “полностью махровая”). Такой цветок, характеризующийся плавной округлостью, состоит из крупных лепестков, плотно и равномерно заполняющих весь его объем.

До недавнего времени по инерции все сорта п. молочноцветкового продолжали называть китайскими, хотя, внешне они уже не похожи на старинные китайские культивары, а по происхождению относятся к п. молочноцветковому, произрастающему в Забайкалье, Манчжурии и Монголии. В течение XIX в. цветки этих пионов приобрели форму, соответствующую европейским вкусам того времени, составив основу так называемой классической части современного сортимента. До сих пор культивары с розовидной формой остаются наиболее популярными и распространенными, особенно в России.

Казалось, что японские пионы повторят судьбу китайских — название останется, а исходные сорта исчезнут. К счастью, этого не случилось. В XIX столетии значительные изменения в жизни общества утвердили многообразие эстетических вкусов и направлений в искусстве. Появление японских пионов совпало по времени с ростом интереса к культуре Востока. Новые пионы очаровали многих, став предметом для подражания. Селекционеры Запада начали выводить подобные сорта, и уже во втором десятилетии XX века в садовой классификации выделили группу культиваров с японской формой цветка.

Работая над созданием таких пионов, оригинаторы включали в эту группу все новые сеянцы, не похожие на исходные растения. Так, сюда попали сорта с анемоновидной формой цветка, отличающиеся значительно более широкими внутренними лепестками — петалодиями, и даже практически махровые культивары с кольцами стаминодий в короне или центре.

Количество японских пионов продолжает увеличиваться, составляя сегодня 10-15% современного сортимента травянистых пионов, хотя многие культивары мало похожи друг на друга.

Как это иногда случается, сами японцы долго не представляли, какая же исходная форма, созданная в Стране Восходящего Солнца, послужила основой для столь обширной и неоднородной группы. В Японию травянистые пионы попали из Китая с буддийскими монахами в VIII-IX вв. И, строго говоря, в соответствии с терминологией европейцев их тоже можно отнести к китайским. Согласно современной систематике они происхождят от видового п. молочноцветкового (P. lactiflora).

Теперь известно, что выведением японских пионов занимались в нескольких центрах (клубах) страны. Каждый клуб строго придерживался своих правил в отношении формы цветка, поэтому она значительно варьировала. К примеру, известный сорт ‘Kokaden’, использованный селекционером Ито для создания первых межсекционных гибридов (гибридов Ито), имел полумахровые белые цветки.

Риоджи Хашида (Ryoji Hashida) установил, что первые японские пионы, попавшие на Запад около 100 лет назад, соответствовали типу “Хайго” (Higo), созданному в Кумамото (Kumamoto) в период с середины XVIII до 60-х гг. XIX века. В городе-крепости Кумамото воины-японцы объединялись в клубы по цветочным культурам, в них они занимались селекцией и устраивали выставки. Здесь вывели пион с 10-14 лепестками и небольшими стаминодиями, свободно расположенными в чаше цветка, и назвали эту форму “Хайго”.

Было получено много сортов такого типа, но распространять их запрещалось. Подобные клубы по интересам существовали и в других районах Японии. После окончания феодального периода в 1867 г. класс воинов перестал существовать. Запреты на продажу исчезли, и пионы попали в другие страны. Клубы цветоводов утратили кастовость и в более демократичной форме существуют до сих пор.

Хашида отмечает, что в торговой части города Эдо (ныне Токио) в 1858 и 1860 гг. проводились выставки пионов, на которых экспонировалось соответственно 36 и 118 сортов. Типы цветков, созданных в Эдо, отличаются от “Хайго”: одни почти полумахровые с возвышающимися в центре длинными вертикально закрученными стаминодиями, другие — близки к европейской анемоновидной форме. Интересно, что западные селекционеры, самостоятельно создав сорта, сходные с типами “Эдо”, тоже включили их в исходную группу японских.

Большая часть современного сортимента этих пионов создана в США.

В условиях средней полосы России “японцы” достаточно надежны и холодостойки, нормально растут, вступая в пору обильного цветения, как все сорта п. молочноцветкового, на 3-4-й год после посадки. Некоторые сорта с красными внешними лепестками развиваются медленнее и начинают обильно цвести на 1-2 года позднее. У подавляющего большинства культиваров — средние и средне-поздние сроки цветения: в Подмосковье — 20-30 июня.

Читать еще:  Почему опадают цветы у помидор в теплице

Американские селекционеры вывели несколько межвидовых гибридов п. молочноцветкового и п. лекарственного с японской формой цветка и более ранними сроками цветения, ближе к середине июня. Самые известные из них — темно-красные ‘Уолтер Мейнс’ и ‘Чоколит Соулджер’.

Агротехника “японцев” традиционна. Пионы, особенно темноокрашенные, желательно высаживать в местах, защищенных от ветра и притененных в полуденные часы. Эти сорта используют чаще всего в озеленении и на срезку для создания элегантных цветочных композиций.

Все известные пионы японской формы — контрастно-двухцветные (из-за различной окраски внешних лепестков и стаминодий). У белых и светло-розовых сортов стаминодии обычно желтые, а у темноокра-шенных — снизу того же цвета, что и лепестки, но с золотистыми кончиками.

Из распространеных в России культиваров п. молочноцветкового с японской формой отметим следующие:

с белой окраской лепестков

‘Бу Ти’, ‘Джон ван Леувен’, ‘Дрим Мист’, ‘Йеллоу Кинг’ (исключительно жизнестойкий и обильный сорт),

Карарра‘ (с длинными светло-желтыми стаминодиями), ‘Мун оф Ниппон’;

с розовой ‘Ама Но Соди’, ‘Бетти Гроф’ (с крупными стаминодиями),

‘Велма Аткинсон’ (ранний), ‘Вес-тернер’ (устойчив в срезке), ‘Жемчужная Россыпь’, ‘Кинсуи’, ‘Кукени Джиши’, ‘Неон’, ‘Сюрприз’, ‘Фазе Топ’ (махровый с кольцом золотых стаминодий), ‘Хит Парейд’;

с красной — ‘Акрон’ (с двухцветными стаминодиями), ‘Гей Пари’, ‘Чарльз Бурджес’, ‘Уаит Кэп’ (анемоновидный с белыми петалодиями).

Китайские и японские пионы

В последние 5–6 лет в продаже стали появляться пионы из Китая – именно китайской селекции. Всем известно, что Китай – родина этого прекрасного цветка.

Но в наших садах произрастают пионы, за редким исключением, европейской и американской селекции: популярнейшие Сара Бернар, Фестива Максима, Генри Бокстос и многие другие. Предлагаемые китайские сорта имеют завораживающие романтичные и присущие именно Востоку пышные названия: Румянец в каплях росы, Прозрачная вуаль, Иней в розовой дымке, Красная звезда на снежном холме и т.д. Ну как тут устоять?! И цена божеская – осенью 2008 года фирма «Русский огород» предлагала аналогичные сорта по 150–200 рублей за делёнку.

5 лет назад я приобрела несколько сортов китайских пионов. Почти все цвели по 1–2 раза, но я от них не в восторге, ожидала большего. Практически все отличаются, как говорил Шарик из деревни Простоквашино, «повышенной лохматостью» – разрезанные на кончиках лепестки, не слишком аккуратные соцветия на одном кусте по форме отличаются друг от друга. Может быть, с течением времени форма установится (так у пионов бывает). Но, сравнивая свои фото-графии с каталогом, большого отличия не нахожу.

Японские пионы – так называется группа цветов, которые были получены в результате межвидовой гибридизации. У них совершенно особенное строение цветка: один-два ряда широких лепестков, а центр цветка заполнен очень узкими лепестками – стаминодиями, которые могут быть по-разному окрашены и образуют в середине цветка красивый пышный помпон. Их нижняя часть (видоизменённые тычинки) обычно окрашена в тон основной окраске цветка или чуть светлее, а верхняя часть (бывшие пыльники) – жёлтая или с золотистой окантовкой. Цветки японских пионов выглядят изысканно и утончённо, лучше всего смотрятся в вазе по одному. Многие сорта имеют небольшую высоту, например, один из новейших сортов, Анемонефлора, достигает всего 35–40 см. На фоне яркой зелёной листвы выделяются красные цветы диаметром 12–14 см с красными нитями стаминодий, припорошенных сверху золотой пылью, – такой пион может служить отличным украшением каменистой горки. Нарядны пионы Ниппон Парад (Японский парад), Вальтер Мейнс, Неон, Боул оф Бьюти (Чаша красоты) и отечественный Жемчужная россыпь.

Интересные сорта в 90-е годы создал российский селекционер Дубров: Катюша Дуброва – нежный розово-сиреневый с жёлтым помпоном; ярко-розовый с жёлтым помпоном и хохолком основного цвета пион Курильские острова. В культуре японские пионы неприхотливы, уход как за обычными травянистыми. Характерно, что с первого цветения дают типичную для сорта окраску и форму цветка. Зимуют без укрытия.

Особая группа пионов, также созданная в Японии, это ИТО-гибриды – результат гибридизации травянистых и древовидных пионов. Особенностью этих пионов является одревеснение корней. Наземные стебли отмирают, в отличие от древовидного пиона, полностью или частично. Именно в этой группе имеются сорта (всего ИТО-гибридов насчитывается несколько сот сортов) желанного для всех коллекционеров жёлтого цвета. Самый известный сорт – Bartzella – встречала в предложениях некоторых фирм и коллекционеров по цене свыше 2000 рублей. В мартовском номере журнала «Цветочный клуб» имеется предложение нескольких сортов пионов с анемоновидной и японской формой цветка по цене 2250 рублей, классическая форма там же по 330 рублей. ИТО-гибридов я пока не имею, но думаю, что зимовать они будут лучше, чем древовидные пионы, во всяком случае укрытие сделать будет проще, нежели для высоких стеблей древовидных пионов.

Пион японский

В XX веке в США и Европу из Японии привезли пион молочноцветкововый с необыкновенной формой цветка: у цветка один или два ряда внешних лепесточков, а в центре — тычинки, которые трансформированы в язычковые лепестки.

Плодолистики были фертильными, а тычинки, стерильными. Розовые, красные или белые внешние лепестки совместно с желтыми тычинками придавали пиону некую оригинальность.

Воздушные, легкие цветки, парящие в воздухе, как бабочки, стали называть “японскими”. Листва с гофрированными краями, тоже добавляли пиону экзотичности.

Облик японских пионов совершенно не совпадал с представлением о безупречной форме цветка, которое сложилось на Западе. В XIX в., в Европу из Китая попали китайские пионы, сорта пиона молочноцветкового.

Около 100 лет селекционеры, используя сорта пиона из Китая, трудились над созданием махровых цветков с огромным количеством лепестков.

Лучшей считалась розовидная форма. Такой цветок, охарактеризованный плавной округлостью, имеет большие лепестки, плотно заполняющие весь объем.

До недавних пор все сорта пиона молочноцветкового называли китайскими, хотя, по внешнему виду они уже не стали быть похожими на старые китайские культивары.

Цветки этих пионов стали формой, которая соответствует вкусам того времени. Сегодня культивары пионов с розовидной формой самые популярные и самые распространенные, в России.

Казалось бы, что японские пионы также повторят судьбу китайских пионов — останется название, а исходные сорта совсем исчезнут. Но этого не произошло.

Новые пионы пленили многих, стали предметом для подражания. Западные селекционеры начали выводить похожие сорта, и в XX веке в садовую классификацию добавили группу пионов с японской формой цветка.

Количество японских пионов с каждым годом увеличивается, сегодня это 10-15% сортимента травянистых пионов, однако многие культивары не похожи друг на дружку.

Пионы в Японию попали из Китая в VIII веке с буддийскими монахами, поэтому их можно отнести к китайским пионам. В соответствии с современной систематикой они происходят от видового пиона молочноцветкового.

Теперь мы знаем, что выводили японские пионы в нескольких клубах страны. У каждого клуба были свои правила в отношении формы цветка.

Например, известный сорт пиона ‘Kokaden‘, который использовался селекционером Ито для выведения первых межсекционных гибридов, имел белые полумахровые цветки.

Большая часть нынешнего сортимента японских пионов создана в США. В средней полосе России японские пионы надежны и холодостойки, хорошо растут, вступая в фазу пышного цветения уже на 3 год после посадки.

Однако некоторые сорта японских пионов с красными лепестками развиваются медленнее и пышно цвести начинают на несколько лет позднее.

Американские селекционеры вывели межвидовые гибриды молочноцветкового пиона и лекарственного пиона с японской формой и ранним сроком цветения. Самые популярные из них — красные ‘Чоколит Соулджер’ и ‘Уолтер Мейнс’.

Агротехника японских пионов традиционна. Темноокрашенные пионы, лучше всего сажать в защищенных от ветра местах. Эти сорта применяют чаще всего на срезку в букеты для создания красивых композиций и в озеленении.

Все популярные пионы японской формы — двухцветные. У светло-розовых и белых и сортов стаминодии как правило желтые, а у темноокрашенных японских пионов — снизу того же окраса, что и лепестки, однако с золотистыми кончиками.

Самые распрастраненные в России культивары молочноцветкового пиона с японской формой следующие:

с белоснежной окраской лепестков — ‘Джон ван Леувен’, ‘Бу Ти’, ‘Дрим Мист’, ‘Карарра‘,‘Мун оф Ниппон ‘Йеллоу Кинг’;

с розовой окраской — ‘Бетти Гроф’, ‘Ама Но Соди’, ‘Вес-тернер’, ‘Велма Аткинсон’, ‘Жемчужная Россыпь’, ‘Кукени Джиши’, ‘Кинсуи’, ‘Сюрприз’, ‘Неон’, ‘Фазе Топ’;

с красной окраской — ‘Акрон’, ‘Чарльз Бурджес’, ‘Гей Пари’, ‘Уаит Кэп’.

Японские пионы в России очень популярны. Еще, эти пионы удобно использовать для селекции в качестве материнского растения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector